/уроки фотографии/
СЪЕМКА С 50-ММ ОБЪЕКТИВОМ
Джастин Блэк

Фотографы, способные постоянно создавать неотразимые и запоминающиеся фотографии с использованием нормальных объективов, всегда меня впечатляли. Это может говорить об истинно развитом глазе и умении контролировать композицию, работая с положением камеры, перспективой, освещением, дизайном и ожиданиями зрителей.
See more Широкоугольные и телеобъективы являются вполне приемлемыми и крайне полезными инструментами, но иногда на них можно полагаться исключительно за счет воздействия на композицию – визуальный эффект создается благодаря тому, что они показывают окружающий мир в непривычной для нас манере.

Прежде чем появилась фотография, целью художников было овладеть мастерством передачи естественной перспективы убедительным для зрителя образом. Если перспектива выглядела ненатурально, попытку создать иллюзию реальности считали неудачной. Художники стремились использовать все возможные инструменты, чтобы изобразить стилизованные или идеализированные пейзажи, не прибегая при этом к созданию искривленной, сверх широкой или ближней/дальней перспективы, которая так популярна сегодня. На их картинах не было компрессии, получаемой при использовании телеобъектива и размытого фона, поскольку ни сами художники, ни их аудитория никогда не видели подобного.

Специфика оптических систем, являющихся уникальными для фотосъемки – важный инструмент в творческом бардачке фотографа. Однако, стоит помнить, что зачастую мы привлекаем слишком много внимания к используемым техникам и инструментам, рискуя получить снимок, зацикленный на технике, а не на субъекте или тематической идее. В результате мы рискуем подорвать саму концепцию фотографии как вида искусства и эффективного способа коммуникации. Естественная перспектива нормальных объективов работает наоборот – она просто передает снимок, не привлекая внимания к себе.

Итак, когда начинающие фотографы спрашивают у меня, с какого объектива им лучше начать, я отвечаю вопросом: "Хотите ли вы снимать то, что вам хочется, ради чистого удовольствия или предпочтете более осознанно овладеть композицией?" Если они выбирают последнее, мой совет – начать именно с нормального объектива.

Объектив считается «нормальным», когда его фокусное расстояние примерно равно диагонали формата камеры, на которой он используется. У популярного 23х36 мм «полнокадрового» 35-мм формата эта диагональ равна 43 мм, поэтому, грубо говоря, нормальным объективом в таком случае будет тот, фокусное расстояние которого равно 43 мм. Однако, когда Leica впервые популяризовала 35-мм камеры в 1920-х, решение использовать 50 мм для первых моделей с фиксированным фокусным расстоянием также задало определенный стандарт «нормального объектива» для этого формата.

Фокусные расстояния, близкие к нормальным (начиная от широких 35 мм и заканчивая более длинными 60 мм) передают окружающий мир с натуральным приближением и полем зрения, близким к человеческому глазу. Я бы описал это как участок пейзажа в пределах периферического зрения. С уменьшением фокусного расстояния степень приближения сокращается, субъект отдаляется, края растягиваются и поддаются дисторсии, диагонали по краям усиливаются, глубина резкости и поле зрения также растут. По мере увеличения фокусного расстояния, степень приближения становится больше, объект кажется ближе, видимое пространство между объектами уменьшается, пространство теряет некоторую долю объема, глубина резкости и поле зрения уменьшается.

Нормальные объективы подходят практически для любого жанра, начиная с пейзажной фотографии и заканчивая репортажами, съемкой дикой природы и портретов, поскольку в результате получается натуральное изображение без каких-либо излишеств. Фотографу нужно серьезно постараться, чтобы проработать композицию. При использовании нормального объектива практически невозможно сбросить всё это на него.

Если бы нам нужно было выбрать всего одну фотографию для титула «Лучший снимок всех времен», споры были бы очень горячими, но одним из главных кандидатов был бы Анри Картье-Брессон. Его не сильно интересовала техническая сторона вопроса – в лаборатории часто возникали проблемы с печатью его неряшливо проэкспонированных негативов – Картье-Брессон был мастером композиции с использованием 50-мм объектива, создавая восхитительный эффект в быстро меняющихся ситуациях. В редких случаях он мог работать с 35 мм или 90 мм, но не более. Он никогда не использовал что-то длиннее или короче, чем эти три фокусных расстояния. Его портфолио демонстрирует отточенное чувство композиции и непревзойденную задумку, хотя большинство негативов из его полумиллионной коллекции были сделаны с обычным 50-мм объективом Leitz и камерой Leica. Картье-Брессон путешествовал по миру налегке со своей маленькой Leica, создав потрясающую коллекцию исключительных фотографий. Это факт, над которым стоит поразмыслить.

В какой-то мере Картье-Брессон выбрал в качестве основного объектива именно 50 мм из-за того, что он был художником классической школы, научившемся ценить и воспринимать эстетику натуральной перспективы. Еще одна не менее важная причина – его ранняя Leica имела несменный объектив Elmar 50мм f/3.5 и у него просто не было выбора. Как и другие фотографы, работающие с относительно ограниченным выбором объективов, доступным в первой половине 20-го века, он брал максимум от имеющегося оборудования и в результате мастерски овладел им…

Интересная характеристика 50-мм объектива в том, что его можно использовать для симуляции вида более короткого или длинного фокусного расстояния в зависимости от компоновки кадра. Чтобы этого достичь, нужно двигаться, «зуммировать ногами» и искать правильную позицию – ту, которая даст больше пространства или наоборот будет приближенной и устранит всё лишнее.

Это хорошая привычка в любом случае, поскольку зуммирование не улучшает пространственные связи снимка; оно только позволяет кадрировать его, обрезав по краям. Проработка взаимоотношений при съемке с нормальным объективом заставляет обращать больше внимания на различные факторы, которые играют роль в создании любой композиции. Через какое-то время это уже войдет в привычку. Вы будете искать оптимальную перспективу, подбирая кадр в рамках поля зрения знакомого вам объектива, даже не доставая камеру из сумки…

Роберт Капа однажды сказал: «Если ваши снимки недостаточно хороши, вы недостаточно близко». Почти все фотографы начинают с того, что размещают камеру слишком далеко от субъекта, включая в композицию отвлекающее, лишнее или эстетически ненужное содержимое.

Чтобы убрать ненужное и подчеркнуть основной субъект, можно обрезать композицию телеобъективом, но в таком случае между ним и фотографом будет ненужное расстояние. Я часто говорю участникам воркшопов, что нужно думать о длинных фокусных расстояниях не как об инструменте, призванном приблизить отдаленные вещи; гораздо разумнее использовать его, чтобы сделать приближенные вещи больше.

Другими словами, огромный 600мм f/4 объектив лучше подойдет, чтобы запечатлеть крошечную синюю сойку на расстоянии 20 футов, чем сфотографировать слона, будучи за полмили от него.

Нет идеального заменителя тому, чтобы подойти ближе, и использование нормального объектива зачастую заставляет фотографа сделать именно это, поскольку возможность зуммировать отсутствует. И не важно, что является субъектом – человек, какой-то предмет на переднем плане пейзажа, абстракция или даже животное. Обратите внимание на эффект присутствия, который создают снимки, сделанные с близкого расстояния нормальным или широкоугольным объективом, в сравнении с теми, которые были сняты на телеобъектив. Телефотография может позволить увидеть каждый ус на морде ягуара, но с более коротким фокусным расстоянием можно передать ощущение нахождения рядом с ягуаром.

Однако, самый главный аспект, который отмечает Капа – близость к субъекту в плане знания, понимания и эмоциональной связи позволит получить более релевантные и значимые фотографии. Понимание обычно является результатом вложения большого количества времени в субъект. Проводя время с субъектом и изучая его в плане характерных черт и эстетических свойств, вы сможете сделать красивые, запоминающиеся фотографии, в которых есть смысл и ощущение естественности, как будто зритель видит происходящее своими глазами…

Конечно, нормальный объектив – это не решение всех проблем. Фотограф, который работает в контролируемой среде, например, в студии, может подправить сцену, чтобы она лучше выглядела в поле зрения объектива. Тем, кто фотографирует на природе, зачастую не обойтись без разных фокусных расстояний, позволяющих справиться с ситуациями, когда природа задает правила игры.

Однако, проведя быстрый осмотр выставок современной фотографии в большинстве музеев, можно заметить, что большинство представленных работ сделаны с нормальным или близким к нормальному фокусным расстоянием. Также довольно часто используются умеренные широкоугольные объективы, а иногда можно встретить короткие телеобъективы, но все же общая характеристика фотографий высокого уровня кроется в изображении происходящего с естественной перспективой без привлечения внимания к используемому фокусному расстоянию. Редко можно увидеть, что в Нью-Йоркском музее современного искусства или на ярмарке Art Basel висит фотография, сделанная со сверхдлинным или сверхшироким объективом.

Я не призываю вас выбросить свои любимые объективы в надежде быть признанным в мире искусства, но стоит подумать над тем, что нормальный объектив может подойти для большего количества ситуаций, чем нам кажется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *