/техника фотографии/
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФОТОАППАРАТ
Сергей Самсонов

Начинающий фотограф, искренне считающий, что качество зависит от фотоаппарата, который стоит только сменить, и сплошь пойдут шедевры, и фотограф с опытом мыслят по-разному. Со временем приходит окончательное убеждение, что, на самом деле, ключ к хорошему фотоснимку заложен не в фотоаппарате.
See more Думать иначе нас принуждают маркетологи, которым это выгодно. Ну да, купил сегодня хороший фотоаппарат — станешь хорошим фотографом. Смени его завтра на фотоаппарат получше — станешь фотографом получше. Приди, в итоге, к самому лучшему фотоаппарату — станешь самым лучшим фотографом. Какой же бред! Снимает фотограф, снимают руки и голова — в противном случае, мир фотографии с каждым годом становился бы все прекраснее. А между тем, все наоборот: фотоаппаратов продается все больше, а хорошие фотографии в процентах к остальным только уменьшаются…

Растет фотограф — растет и фотоаппарат. Не надо думать, что это утверждение опровергает предыдущее. Да, все хорошие фотографы снимают на хорошие фотоаппараты, но отнюдь не все, кто снимает на хорошие фотоаппараты, являются хорошими фотографами… это курс логики из школьной программы. Более того, хорошие фотографы всегда в меньшинстве, причем подавляющем — именно поэтому не надо стремиться купить крутой фотоаппарат с самого начала… в большинстве случаев, вы даже не раскроете его потенциала полностью, а деньги на полнокадровую тушку, топовые объективы и аксессуары уйдут впустую, хотя могли бы быть потрачены с большей пользой, чем желание потешить свое самолюбие. Те, кто стал исключением, могут смело кидать в меня камни — художники имеют на это право.

Зачем мы написали все это? Ну, прежде всего, чтобы вы поняли, что подавляющее большинство пользователей зеркалок сильно заблуждаются, руководствуясь при покупке совсем не теми принципами. Хороший кадр приходит быстро и попадает в наше облачное хранилище данных — голову — а то, на какое устройство он будет зафиксирован и как стилизован и снят (или снят и обработан), неважно. От этого пострадает только его техническое качество, но никак не художественная составляющая.

Сходите на выставку гениального фотографа середины 20 века и посмотрите мыльные картинки, напечатанные мелким, по сегодняшним меркам, форматом, с сильным зерном, дырками в экспозиции, а в большинстве случаев, еще и нецветные. В то время это не было понтом в стиле «я снимаю только в ч/б» — пленки другой не было. А когда она появилась, настало время фотоматериалов с унылыми цветами, которые с годами хранения становились еще хуже. И что? Гениальные кадры того времени так и остались гениальными — нечеткий француз, решивший как-то прыгнуть через лужу перед вокзалом Сен-Лазар в Париже навсегда вписал себя в историю решающим моментом, случайно испоганенная Берроузом пленка из «Контакса» Капы осталась в нашей памяти как единственное нормальное свидетельство высадки в Нормандии — а все не потому, что кто-то говорил, что «резкости нет». Величие тех кадров в них и находится. Был бы Капа горе-журналистом, кто бы его сегодня знал или смотрел на технически испорченные кадры?

Именно поэтому требования к самому лучшему фотоаппарату у правильных фотографов другие. Мы не навязываем свое мнение — тем более что оно сильно расходится с огромным объемом того маркетингового бреда, который заполонил интернет в стиле, что «у фотоаппарата должна быть большая матрица и светосильное стекло». Мы просто предлагаем подумать и относиться разумнее к вашим деньгам, которые всегда нужнее и могут быть потрачены иначе.

Итак, самый лучший фотоаппарат:

1) Никогда не мешает, не раздражает, не доставляет неудобств и не заставляет напрягаться. Он просто позволяет вам проявить себя, помогая запечатлеть на карточку или фотоматериал то, что вы видите. Он имеет как раз те самые функции, которые для вас важны. Не умеет аппарат управлять внешними вспышками — да и что с того, если вы не снимаете с внешним светом?! Нет встроенного стабилизатора — да какая разница, если вы серьезный пейзажник со штативом или, наоборот, снимаете только быстродвижущиеся объекты?!

2) Не ограничивает вас в творчестве, потому что у него есть те объективы и аксессуары, которые, вместе с вашим мозгом, позволяют получить удовлетворяющий вас на конкретном этапе фотографического развития светотеневой рисунок на куске бумаги или экране. Фотоаппарат с низкими шумами на максимальной чувствительности, как правило, не нужен ландшафтникам, которые снимают на ISO 100 и со штатива. Светосильный объектив с дыркой 1.4 далеко не в два-три раза лучше аналога с дыркой 1.8, как можно было бы судить по цене, и если полстопа вам выигрывать некуда, берите тот, что дешевле, если только понты позволяют такой смелый поступок.

3) Снимает так, как видите вы, а не он. Главное для фотографа — именно его видение, а не то, что «эта коробка только так снимать и умеет». Если вас устраивает резкость объектива, если вы не бьетесь над кадрами, потому что камера на каждом кадре зеленит или краснит, если после съёмки вы легко доводите кадр именно до того кадра, который увидели, значит, это оно и есть. Всякие «поляроиды», «ломы», «хольги», может быть, и популярные камеры — но это камни, которыми интересно поснимать, приятно с ними пообщаться… и вообще они сюси-пуси, но они уже давно достояние истории, потому что имеют массу недостатков именно в плане захвата изображения, потому самыми лучшими быть просто не могут, это всего лишь часть фотографического стиля. Резкий объектив и объектив с «приятным боке» хороши только для тех, кто видит разницу, и эта разница для них критична.

4) Удобен и привычен в управлении. Вы не просто знаете, «что такая кнопка где-то есть» — вы ей пользуетесь, причем, регулярно. Все органы управления самого лучшего фотоаппарата находятся под рукой, причем под вашей, а не «дяди-васи-фотокора». Эргономика у всех производителей разная, корпуса тоже (если забыть о том, что все камеры — это более или менее прямоугольные коробки с торчащими из нее цилиндрами). Кенонисту будет непривычен Nikon, никонисту Sony — правда, все это до поры до времени, ведь камеры тоже делают не идиоты, а толпы инженеров, которые получают бонусы за каждую перенесенную, в соответствии с потребностями населения, кнопку). «Недостатки эргономики», которые видят представители одного клана фотографов в фотоаппаратах другого — не более чем непривычность работы с незнакомой системой. В большинстве случаев, и медведя можно научить кататься на велосипеде, а значит, и любого фотографа можно пересадить на любую другую систему…

5) Не крутой, не модный, хотя наверняка имеет на себе японский значок принадлежности к определенной касте, адепты которой ломают копья на многочисленных форумах по всему миру по поводу того, что их болото круче. Если комплексуете по поводу ущербности своего аппарата или того, что в нем нет чего-то новомодного, не надо им уподобляться и погружаться в словоблудие (ну, вот как в этой статье) — просто сделайте на свой аппарат пару карточек или серию, от которых у остальных челюсть отвиснет. У гениальных кадров есть только автор, там нет ни фотоаппарата, ни объектива, на который они сняты… вранье, есть, конечно же, потому что они не нарисованы ведь кисточками, вот только автор куда важнее. Так, в основном, только фотографы и знают, что Картье-Брессон снимал на Leica, Адамс — на Kodak, а Хаас на Hasselblad, нормальным людям совершенно наплевать, на какой машине в обычной жизни ездит Шумахер.

6) Существует. Просто он у каждого свой. Более того, он отличается и для разных уровней развития каждого отдельно взятого фотографа… Богатый функционал профессиональных камер новичку не нужен. Для сравнения, попробуйте посадить неумеющего водить за руль механического спорткара — во многих случаях, подопытный даже тронуться не сможет, ему куда больше подойдет бюджетная малолитражка с автоматом. Именно поэтому не надо стремиться с самого начала купить крутой фотоаппарат, сегодня он успеет морально и физически устареть еще до того, как вы научитесь снимать… хотя, возможно, не научитесь никогда.

Надеюсь, посыл понятен. Учитывая то, что кадры творятся в вашей голове (уверен, высокохудожественной), не нужно ориентироваться на дебильные обзоры и тесты в сети — даже неважно, проплаченные они или нет — они вам ничего не скажут. Единственное, что они доказывают, так это то, что более дорогой фотоаппарат, в большинстве случаев, лучше менее дорогого? Но об этом говорит и здравый смысл. Шильдики Nikon и Canon — это, безусловно, круто, но только если вы тинэйджеры, а молодость ведь очень быстро проходит. Раньше в этом возрасте было круто купить. Поэтому если вам ужасно нравится кто-то из третьего эшелона — а у них подчас инженеры более гибкие и креативные — берите его. Не ориентируйтесь на голоса снаружи, если чувствуете, что фотоаппарат вам идеально подходит — это и есть самый лучший фотоаппарат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *