/практика фотографии/
"ВСЕ КОШКИ СЕРЫ" ИЛИ КАК ОШИБАЕТСЯ ЭКСПОНОМЕТР
Андрей Шеклеин

Экспонометры всех типов, будь то системы TTL или иные, действуют по одному и тому же принципу. Они измеряют свет, отраженный от объекта, и дают значение экспозиции исходя из того, что объект имеет стандартное распределение яркостей.
See more

Если объект действительно стандартный, например, пейзаж, содержащий немного светов, немного теней (т.е. самых ярких и самых темных деталей), немного средних тонов, то в среднем его отражательная способность будет, по-видимому, близка к 20%, это установлено на основе многочисленных измерений реальных сюжетов. Таких стандартных (или средних, как их еще называют) объектов в практике обычной любительской съемки большинство. Указываемая экспонометром экспозиция действительно передаст на пленке все тональности объекта более или менее верно.

Но "подводный камень" достаточно очевиден. Допустим, вы фотографируете лист белой бумаги ("Почему бы и нет? — сказал один известный фотограф. — Во имя искусства делались и более странные вещи…"). Экспонометр "уверен", что все сюжеты усредняются к серому тону. Соответственно он рекомендует такое значение экспозиции, при котором лист белой бумаги будет выглядеть серым. Что получится, если вы будете снимать черный лист? Экспонометр и в этом случае покажет вам такую экспозицию (не совпадающую с предыдущей), при которой лист опять-таки будет восприниматься как серый. После проявления оба негатива будут иметь одинаковую плотность!

Образно говоря, для экспонометра "все кошки серы", и если сюжет нельзя свести к среднему серому тону, то он вводит экспонометр в заблуждение. Чем темнее средний тон объекта по сравнению со средне-серым, тем большую передержку даст экспонометр. Чем светлее объект, тем больше будет недодержка. Вы, наверное, и сами замечали такие ошибки, снимая, например, снежный пейзаж или залитый солнцем берег моря ("белый сюжет") или же сумрачную глубь леса ("черный сюжет"). На одной и той же пленке плотности кадров получаются настолько "не правильными", что неопытный фотограф начинает сомневаться в исправности своей аппаратуры.

Именно так работают почти все экспонометры: не создан еще широкодоступный прибор, который автоматически подстраивался бы под конкретное распре деление тональностей объекта, хотя такие попытки уже предпринимаются (речь идет о последних моделях дорогих профессиональных фотокамер). Экспонометры могут ошибаться. Тем не менее они — ценнейшие помощники фотографа, и, как ни парадоксально, именно в тех случаях, когда ошибка наиболее вероятна. Вывод ясен: экспонометр не умеет думать — за него должны думать вы сами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *