/практика фотографии/
ЦЕРКОВНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Мария Корнилова

История церковной фотографии намного старше, чем мы можем себе представить. Если ссылаться на некоторых православных деятелей фотоискусства, то предвестницей церковной фотографии стала живопись. Кто-то считает, что данная ветвь фотографии берет начало с эпохи Возрождения, когда активно писались полотна по библейским сюжетам.
See more

Но есть более интересные гипотезы возникновения церковной фотографии. Еще Владимир Гиляровский, известный всем как историк Москвы и ее быта, в своих очерках рассказывал об интересной моде среди обеспеченных москвичей. На венчания и чаще на крещения приглашался студент-художник, который в уголочке делал набросок происходящего торжества. Впоследствии он писал по эскизу памятную картину для семьи. Подобная традиция встречалась чаще на крещениях, поскольку священник приглашался на дом, и крестили детей в домовом храме. К сожалению, до наших дней такие эскизы и картины практически не дошли. По сути, именно этот вариант памятных зарисовок можно назвать прародительницей коммерческой церковной фотографии.

Конечно, в бытность Гиляровского уже существовала фотография, и в дальнейшем традиция трансформировалась в «фотосессию», если данную процедуру можно так назвать.

На стыке XIX и XX веков нам становится известно имя Сергея Прокудина-Горского, который внес значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Именно благодаря ему мы видим цветные фотографии России. В своей «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Прокудин-Горский не только уделил внимание внешнему образу храмовых комплексов, но и сделал много кадров внутреннего убранства церквей.

Как мы видим, церковная фотография — отнюдь не мода и прихоть современного общества. Надо сказать, что благодаря фотографам-документалистам военных лет мы можем видеть и литургии военных лет, и крестные ходы, и саму паству с их эмоциями и переживаниями. Наверняка прихожане тех тяжелых времен не могли понять, зачем фотографировать в святая святых, но эти кадры поистине уникальны и драгоценны для историков и просто православных людей.

Безусловно, фотография, какую мы видим сегодня, существенно отличается от той, о которой мы сейчас говорили. Последние 15 лет люди активно стали пользоваться услугами фотографов. Конечно, фотоателье были и в советский период, но в связи со сложностью процесса фотографировали только увлеченные личности или профессионалы.

Сейчас же в связи с упрощением получения фотоснимка фотоиндустрия разрослась до невероятных размеров. Фотография доступна, она входит в современный уклад жизни: запечатлевать все и вся — дань времени. Желание фиксировать все происходящее расширило поле фотографии. Таким образом, фотоотчет церковных таинств стал одним из обязательных в семейном фотоархиве простого обывателя. Некоторые родители хотят оставить Таинство таинством и не открывать невидимую пелену этого священнодействия. Однако многие, наоборот, хотят запечатлеть этот светлый день, и с каждым годом таких людей становится больше.

Как раз именно увеличение количества церковных съемок в свое время послужило для консолидации фотографов, которым интересна эта тема. Сначала люди общались на форумах и в «Живом Журнале», но впоследствии подобное общение переросло в профессиональные сообщества. Я, например, являюсь соорганизатором PhotoPravoslavie. Мы проводим фотовыставки, организуем различные активности, такие как фотоконкурсы и фотопремии.

Наша цель — популяризовать православие через фотографию, показывая красоту и разрушая стереотипы. Разговор с обывателем через призму фотографии — это сложный культурный и искусствоведческий процесс. Кто-то его не понимает, кому-то мерещится клерикализация современного общества, но большинство как фотографов, так и простых зрителей оценивают сложность жанра: умение соединить репортаж и увидеть художественность момента.

Актуальность направления не только в том, что фотография является наиболее распространенной формой коммуникации. Насколько можно свидетельствовать, церковная фотография переживает наивысший пик развития. Этот факт связан как с тенденцией документировать все в режиме нон-стоп, так и с расширением диалога церкви с социумом. Я говорю именно про конструктивный и интересный диалог, а не про все то, что попадает в сводки первых полос…

Еще 5–7 лет назад фотографировать церковную службу нужно было только в столичных исторических храмах. Сейчас практически в каждом приходе (даже в регионах) есть штатный церковный фотограф, который запечатлевает важные события прихода. Также почти у каждого прихода имеется сайт, именно там и появляются фотографии. Нередко Благочиние и Епархия просят фотоотчеты у настоятелей храмов, и из этих кадров формируется уже документальная сторона церковной фотографии, тоже интересная и своеобразная.

Среди духовенства достаточно много как известных фотографов, так и не очень. Самые узнаваемые — это протоирей Игорь Пчелинцев (член Союза журналистов России, фотограф журнала «Русское фото», член Королевского фотографического общества Великобритании), протоиерей Игорь Палкин, протоирей Андрей Рассанов, Владимир Эштокин — фоторедактор журнала «Фома». Также сайт фотослужбы Патриарха — www.foto.patriarchia.ru — всегда радует и удивляет фоторепортажами.

Существуют различные фотоконкурсы, проводимые Благочиниями и даже Патриархией. Например, «Вера и Слово», «Святое и ценное», «Вера моя», «Образ мироносиц», «Вера Руси» и т. д.

Но несмотря на открытое взаимодействие с фотографией с благословения Патриарха, все равно встречаются сложности в нашей работе. Во-первых, старшее поколение тяжело воспринимает человека с камерой. Во-вторых, иногда бабушки в храмах даже при разрешении настоятеля ставят палки в колеса. В-третьих, есть психологические моменты (например, молящийся в слезах верующий), когда документировать больно. В-четвертых, иногда батюшки боятся скандалов и недолжного использования фотоинформации. Также духовенство иногда сетует, что при демонстрации интерьера храма злоумышленники могут воспользоваться данными и унести древние святыни. И такие истории не вымысел — я лично знаю два случая с хищением старинных икон.

В-пятых, воровство фотографий. К сожалению, как православные паблики, так и отдельные люди присваивают фотоизображения, не указывая авторов. При этом автор известен, может попросить удалить фото или указать авторство, но вор не реагирует.

В-шестых, нередко клиенты из-за суеверий не хотят, чтобы фотографии с их изображением выставляли в сеть, на выставках и конкурсах. Обычно творческие личности огорчаются.

В-седьмых, есть опасность превращения церковной фотографии в абсолютно коммерческую. Что это значит? Речь идет именно о вымирании творческого подхода — штамповка и халтура почему-то привлекают простых клиентов.

Более того, излишне коммерческие фотографы делают ставку на постановочный процесс, вырождая всю суть репортажа. Церковная съемка ценна отсутствием жеманства и кукольности. Как предотвратить превращение искусства в ремесло? Для меня это риторический вопрос.

Конечно, развитие церковной фотографии состоит не только из сложностей. Радостно, что с каждым годом данная сторона жизни при содействии фотографии становится более доступна. И даже вчера бурчащие бабушки в храме сегодня улыбчиво дают просфору, не замечая объектива. Именно так рождается настоящая репортажная фотография, живая и ценная.

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *