/обзор фотоаппарата/
"ЗЕНИТ-212К"
Андрей Шеклеин ("Фотомагазин" №5/1997)

212К — последняя по времени мо­дель, пополнившая семейство меха­нических Зенитов. Столь нужная оте­чественным фотографам, простая и достаточно надёжная модель приоб­рела новый облик, но не избавилась от старых недостатков. Достаточно ли влить старое вино в новые меха?
See more

Эта камера использует "мигающее" зеркало, полуавтома­тический замер экспозиции, реализует возможность ра­боты с новыми объективами пентаксовского крепления — байонетом К и отличается полным отсутствием электроники во всём, что не связано с центровзвешенным экспонометрическим измерением. Добавим к этому новый не только по дизайну стандартный объектив Зенитар 50 мм f/2 с действительно хо­рошим качеством изображения и две дополнительные, по срав­нению с прежними моделями, "удлинённые" выдержки 1/15 и 1/8 с — вот, пожалуй, и весь список технических усовершенст­вований. Всё остальное — от прежних Зенитов, начиная с моде­ли ЕТ. Что же получилось в результате? Надёжная и предель­но некапризная любительская камера с отработанным за не­сколько десятилетий матерчатым шторным затвором, простей­шей связью со вспышкой при времени синхронизации 1/30 с и достаточно точным для любительских съёмок методом замера экспозиции через объектив. Всё, что нужно на практике чело­веку непритязательному. Да и внешний вид камеры вполне современный, напоминающий (увы, только напоминающий) мо­дерновые зарубежные зеркалки. Подходящий вариант для не страдающего от избытка денег периферийного фотографа, на родине которого и сменные батарейки приобрести бывает непросто. Иными словами — рабочая лошадка для любителя, в том числе и начинающего, вполне имевшая право на жизнь лет тридцать назад.

Итак, эта лошадка старинная. По своим техническим воз­можностям камера находится на уровне семидесятых годов. И никак не замаскировать её "перезрелую зрелость" новыми "приливами" на корпусе, вытянутым вверх почти пустым "доми­ком" для пентапризмы, необычным приводом автоспуска и да­же впервые освоенным окошком в задней стенке, позволяю­щим прочитать на кассете, какую плёнку вы зарядили в каме­ру. Прежние свойства за новым декором — это никакая не ре­волюция. Новый Зенит по техническим характеристикам оче­видно проигрывает любой современной зарубежной камере аналогичного назначения и того же уровня цены, хотя и отличается отработанностью механизмов и приличной надёжностью.

СЛАБЫЕ МЕСТА

Среди конструкторских недоработок есть две наиболее за­старелые и серьёзные. Во-первых, это не менявшийся с пер­вых моделей Зенита вообще узел зеркала с совершенно недо­статочным соответствием изображения в видоискателе и на плёнке. Даже в простых компактных камерах видоискатель по­казывает кадр более полно и правильно. 28 мм вместо 36 мм — это обрезание по 4 мм с каждой стороны и "слепая" работа зеркалкой по всем краям. Попробуйте правильно скадрировать репродукционную съёмку или даже крупноплановый портрет. Такого отвратительного показателя — чуть больше «70% пло­щади снимка, которые вы видите в окуляре, — нет, наверное, уже ни у одной камеры в мире.

Во-вторых, это до сих пор убогий диапазон выдержек. У всех механических моделей за рубежом он стал почти стан­дартным: от 1 до 1/1000 или 1/2000 с. Здесь же В и 1/8 — 1/500 с при довольно длительном времени синхронизации 1/30 с. Нет наиболее коротких — для съёмки быстродвижущихся объектов они всё-таки нелишние. Нет и длинных — полсекунды и более, а они требуются даже для любительских съёмок со штатива при слабом освещении. Малоприемлема и синхронизация на 1/30 с, это не позволяет эффективно подсвечивать тени при съёмке со вспышкой днём — режим вполне стандартный теперь даже для любительской аппаратуры.

Остальные минусы кажутся более терпимыми, хотя тоже раздражают. Неудачное расположение довольно тугой и шата­ющейся спусковой кнопки позволяет нажать её до конца с чрезмерным усилием только кончиком пальца, а не серединой фаланги. Ход курка до полного взвода затвора слишком дли­нен, подвижности нормального большого пальца не хватает, и камеру при взводе приходится частично перехватывать. Отста­ёт от мирового диапазон чувствительностей плёнки (ISO 12-600), особенно в верхнюю сторону, головка установки не запи­рается и может быть легко сбита. Видоискатель перегружен вспомогательными элементами наводки на резкость, разруша­ется единство "картинки" кадра. Клинья, микрорастровые и ма­товые кольца занимают чуть ли не половину центральной зоны, а так как они выглядят ярче остальной площади, внимание во­лей-неволей отвлекается от кадрировки краевых деталей сю­жета. На отсеке батарейки экспонометра не указано положе­ние "закрыто-открыто", крышка вращается без ограничений, её нетрудно и потерять (именно с этого началось наше знакомст­во с камерой).

Камера заметно подросла в высоту, став больше многих профессиональных зеркалок, да и вес её, несмотря на обилие пластмассы, нельзя назвать уместным. Это тем более обидно, ибо под вздувшейся верхней крышкой по сути дела нет ничего, кроме механизма замедления новых выдержек. Да и этот механизм несёт в себе возможную бомбу замедленного действия: он взводится при каждом взводе затвора. Это не только нерационально, но и сопряжено с опасностью его по­ломки при неаккуратных или резких операциях курком перево­да плёнки.

Кроме этих моментов, которые, на наш взгляд, следует отнести к недочётам, связанным с не всегда оптималь­ным размещением старого механизма в новом корпусе, хотим отметить более неприятный. Это многочисленные блики в пространстве, где размещается зеркало. В хорошей ка­мере, глядя в окуляр, фотограф не видит ничего, кроме окружённой глубокой чернотой поверхности фокусировочного экрана и информации, специально выведенной по периферии за его границами. Зенит же демонстрирует все детали своего устройства, шероховатость боковых стенок, грани пентапризмы и даже (если сместить немного зрачок) чуть ли не полное второе изображение кадра, появляющееся в ниж­ней зоне поля зрения. Какие-то светлые линии и пятна, блики от оптических граней не только кажутся неуместными, но от­нюдь не благотворно влияют на изобра­жение. Ведь всё это — возможность до­полнительного светорассеяния, снижаю­щего контраст и "разжижающего" яркость красок на снимке. В окуляре нужно видеть кадр и ничего больше. Такая "неотделан­ная" внутренность в камере даже люби­тельского класса совершенно недопусти­ма. Стоит ли заниматься совершенствова­нием объективов, если весь этот выигрыш будет тут же ''съеден" внутренним свето­рассеянием? Тем более что для этого не нужно никаких принципиальных изобрете­ний, — обычные рифлёные экраны из чёр­ного материала решают задачу вполне корректно и используются в любом зару­бежном аппарате.

ОСТАЛЬНОЕ — МНОГО ЛУЧШЕ

Впрочем, мы были бы не правы, если ограничи­лись только минусами, которым уделили столько внимания. Это было сделано соз­нательно. Хочется, чтобы наиболее мас­совая отечественная камера была не ху­же аналогичных зарубежных. И чтобы вы­глядела вполне конкурентоспособной по сравнению с ними. Экземпляр, который мы испытали, имел ещё "старый" объектив МС Гелиос-44 К-4 58 мм f/2. Даже он ока­зался достаточно хорошим. Сама камера, как говорят охотники о ружье, прикладиста, то есть очень хорошо и плотно захва­тывается рукой. Форма курка взвода за­твора и перемотки плёнки удобна — палец автоматически упирается в него при дви­жении вправо. Головка выдержек имеет крупную чёткую оцифровку и равномер­ный интервал между значениями, пере­становка удобна, хотя зону охвата её пальцами можно было бы сделать и поши­ре. Наличие дополнительного синхроконтакта позволяет использовать разные или несколько вспышек, а байонет "К" — при­менять почти полную линейку сменных объективов как новых российских, так и иностранных.

Расположение органов уп­равления привычно и традиционно, и да­же необычное колесико взвода автоспус­ка оказалось уместным. Экспонометрический замер прост — нажав спусковую кноп­ку, наполовину меняйте выдержку и диа­фрагму, пока в видоискателе не загорится зелёный светодиод. Удобна и быстра по­луавтоматика. Питание экспонометра от одной трёхвольтовой батарейки, которой хватит года на два. Но даже если она се­ла, камера остаётся работоспособной, в расчёте на ваше умение ставить правиль­ную экспозицию на глазок. Байонет креп­ления объектива выполнен из металла достаточно тщательно, смена оптики опе­ративна и сложностей не составляет. Бо­лее мягкий спуск и уменьшенное сотрясе­ние от срабатывания затвора были бы не лишними, но, по нашим ощущениям, этот показатель близок к зарубежным механи­ческим моделям. Если вы патриот отече­ственной продукции и не гонитесь за сов­ременными электронными чудесами, ис­кренне убеждёны, что эта камера вас мо­жет удовлетворить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *