/обзор фотоаппарата/
"ЛЮБИТЕЛЬ-166У"
Евгений Мальцев

"Любитель166У" — последняя версия "советских" двухобъективных среднеформатных зеркалок. Началось всё с "Комсомольца" (1946-1950 гг.), а с 1950 года семейство получило название "Любитель".
See more Отечественным конструкторам видимо не давал покоя успех, сопровождающий в те годы двухобъективные зеркалки, которые производились в Германии (Rolleiflex, Contaflex), Японии (Mamiya, Yashica), Чехословакии (Flexaret) и даже в Китае (Seagull). Те камеры были очень высокого класса, весьма сложны технически и дороги.
В Ленинграде, на заводе ЛОМО всё решили упростить, удешевить и добились своего!

В советской торговле это был чуть ли не самый дешёвый фотоаппарат (дешевле пожалуй только "Смена") для начинающих фотолюбителей, но всё это не могло не сказаться на его качестве. Для печати фотографий с него выпускалась специальная (тоже невероятно дешёвая) стойка-приспособление, в которую вставлялся "Любитель" и получался фотоувеличитель. Квадратный кадр 6х6 см прощал неточности фокусировки, позволял не думать над компоновкой кадра (вертикальный или горизонтальный), большие увеличения начинающие любители как правило не делали, а широкая отечественная плёнка в те времена была совсем дешёвая, то есть все были довольны.

"Любители" не идут, конечно, ни в какое сравнение с зарубежными подобными камерами, так как находятся совершенно в другом классе. Сами камеры время от времени модернизировались. На них то ставили, то снимали счётчик кадров (потому как тот постоянно ломался), ставили — снимали синхроконтакт, автоспуск (причина та же), подгоняли диапазон выдержек под новые стандарты, но только не менялось главное — то, что убивало изображение. Дело вот в чём: корпус у камеры пластиковый и внутренняя его поверхность не только не матовая, а издевательски блестящая, а кроме этого съёмочный объектив (не самый плохой сам по себе) имеет ощутимый люфт (в своей направляющей резьбе) при наводке на резкость.

Для исправления этих недоделок я сделал следующее: в резьбу объектива набил густую, но морозостойкую (это исключительно важно!) смазку, а внутреннюю поверхность камеры обклеил тонким чёрным бархатом. Ушла "болтанка" объектива, а "фейерверк" засветок, рефлексов и бликов на плёнке практически пропал.

Мой "166У" попал ко мне сам по себе, мне его подарил друг (за символические деньги, чтоб прижился). До меня этим фотоаппаратом никто не снимал, хоть и было ему уже 8 лет на тот момент. Автоспуск вышел из строя сразу, всё остальное работает до сих пор. "У" — означает универсал, то есть к фотоаппарату прилагается вкладыш для съёмки, который позволяет делать кадры не только 6х6 см, но и 4,5х6 см…

Снимаю я им не часто, так как широкая плёнка в настоящее время уже считается профессианальной и по этому стоит весьма дорого, а в проявку-печать сдать её можно (тоже недёшево) в весьма ограниченное количество лабораторий, до которых ещё и добраться надо. Замечу, что большой и очень яркий видоискатель оказался невероятно удобным при съёмке ночных сцен. Качество снимков после моих доработок камеры, получается весьма неплохим. Остался только один дефект — это виньетирование кадра по краям, но это заметно только на определённых сюжетах.

Мой вывод: если Вы присматриваетесь к среднеформатным камерам, то попробуйте для начала купить подержанный "Любитель" (обойдётся дешевле одной катушки цветной плёнки для него), "доработать" его по моему рецепту, отщёлкать одну плёнку, проявить-напечатать, оценить затраты-результаты и решить стоит углубляться в "среднеформатную" тему или нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *