/мнение/
О ПОДРАЖАНИИ И АВТОРСКОЙ ФОТОГРАФИИ
Светлана Пожарская

А сейчас затронем еще одну важную проблему фотографического творчества и поговорим о том, как рождается авторская фотография и что такое творческий почерк. Но сразу оговорюсь. Если вы думаете, что существуют готовые рецепты творчества, то смею вас разочаровать: их нет и быть не может.
See more

Да, в кулинарии есть поваренные книги, по которым, следуя рецептам, можно приготовить всевозможные блюда. В фотографии технические и технологические моменты также допускают использование опытных наработок. Что же касается содержательной, идейной стороны фототворчества, то это, как говорится, вещь в себе. В творчестве на первый план выходит личность фотографа, а поскольку каждый творческий человек уникален и неповторим, говорить об универсальности невозможно.

Тем не менее, на первых порах овладения мастерством заимствование и подражание вполне допустимы. К примеру, в художественных школах и академиях изобразительного искусства есть урок «копирование», когда ученики срисовывают полотна знаменитых художников. И чем точнее, ближе к оригиналу сделана копия, тем выше оценка. Но это только на стадии ученичества. Творчество же – иной процесс, процесс самовыражения, выявления авторской индивидуальности, которая выражается уже в неповторимости и оригинальности творческого почерка.

Итак, что же такое авторская фотография? С чего надо начинать, чтобы заговорить на своем языке? В первую очередь, с овладения ремеслом фотографии. Под этим разумеется знание техники и технологии съемки. Не важно даже на первом этапе, что вы снимаете. Задача состоит в одном: сделать профессионально грамотный снимок. Выполнение этой задачи при современной технике, прямо скажем, не столь сложно, но эта легкость имеет и отрицательную сторону, когда мы переходим к следующему этапу овладения мастерством.

Назовем его условно «шаблон». Здесь сразу может возникнуть справедливое негодование читателя по поводу того, что, мол, в искусстве не должно быть шаблонов. Конечно, не должно. Но, во-первых, я говорю «не за всю Одессу», т.е. предлагаю лишь один из возможных путей, а, во-вторых, эти повторения и шаблоны зачастую все равно происходят. Так не лучше ли, как говорится, «клин клином…».

Понять и почувствовать, как сделана та или иная работа большого мастера, можно через подражание. Стремясь повторить, ученик проходит вслед за мастером все этапы создания произведения. В этом случае он входит в работу как бы изнутри. Это относится и к фотографии. Фотоподражание — один из путей овладения не только техническим, формальным фотоязыком, но и содержательной стороной творчества. Подражание само по себе понятие неоднородное.

Если мы обратимся к истории этого вопроса, то вспомним, что Демокрит был убежден в том, что искусство, как любая продуктивная деятельность человека, происходит от подражания человека животным. Ткачество – от подражания пауку, домостроительство – ласточке, пение – птицам и т.п. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества.

«Искусство подражает природе», – писал и Аристотель, имея в виду не механическое копирование природных явлений, а образное их воспроизведение в соответствии с законами того или иного вида искусства. Поэт и живописец (добавим – и фотограф), утверждал он, должны подражать непременно чему-то одному из трех: изображать вещи такими, как они были и есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть.

Процесс подражания не так уж и плох, особенно в стадии становления творческой личности. Другое дело, если этот процесс так крепко «захватит» ученика, что он не в силах будет вырваться из его плена. Тогда эта «школа мастерства» станет для него тюрьмой. Он будет жить в чужом, пусть и в прекрасном доме, но никогда не обретет своей творческой обители. Чтобы этого не случилось, надо вовремя закрыть за собой двери чужого дома и пойти строить свой. Лишь тогда начнется новый и главный этап творчества – поиск своего фотографического языка, говоря на котором, вы будете отличаться от сотен других фотографов.

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *