/мнение/
МАГИЯ В ПЛЕНОЧНОЙ ФОТОГРАФИИ
Сергей Веснин, filmoza.ru

Мы уже достаточно отвыкли от плёночной фотографии, чтобы снова чувствовать её магию. А многие из тех, кто покупает у меня фотоплёнку и вовсе не знали плёночную фотографию. У них не было её в жизни, они родились в цифровую эру, уже когда цифра повсеместно вытеснила фотоплёнку и в магазинах не найти плёночных камер, а с улиц исчезли горделивые едко-оранжевые вывески Kodak.
See more

Магия фотоплёнки и для молодого поколения, и для бывших плёночных фотографов в том, что теперь мы воспринимаем химическое появление изображения как волшебство. И это удивительный разворот! В моем детстве и юности никого нельзя было удивить фотоплёнкой. Это был единственный способ фотофиксации действительности. Этому никто не удивлялся. Чтобы посмотреть результат, мы печатали фотографии и поэтому в семьях есть фотоальбомы.

Если вы моложе 30 лет, то просто представьте, что вместо айфона вы берёте на мероприятия и в отпуск плёночную мыльницу. Такие были в каждой семье. Дежурная плёнка всегда в фотоаппарате, на худой конец забежал в супермаркет и прикупил. Батарейки для мыльницы были большей проблемой, чем фотоплёнка! Плёнку расстреливали направо и налево, не думая о шедеврах, экономии или целесообразности. Делали селфи, снимали незначительные моменты, точь в точь как сейчас на смартфоны! А после отдавали в печать и через час получали конверт с фотографиями.

Плёночная фотография была такое же обыденностью, как сейчас мобильная. Существуй тогда социальные сети, никому бы в голову не пришло заводить там паблики про фотоплёнку и рассказывать там как выглядят фото на плёнку.

Настоящей магией в эру фотоплёнки стало появление цифрового фото. Вот что действительно кружило голову! Мы видели первые цифрофотографии и не могли осознать как это вообще возможно. Мысль о том, что на цифровом фотоаппарате ты будто получаешь неразменную плёнку и тебе не нужно её проявлять, не давала спокойно спать. Я помню как появлялись первые камерофоны, дававшие владельцам невнятные деградированные изображения, которые противно было видеть на экране.

Мы поздно спохватились. Цифра на наших глазах убила фотоплёнку. С плёнкой не получился такой фокус, как с виниловыми пластинками. На виниле остались истинные меломаны. Их достаточно много, чтобы музыканты выпускали новые альбомы на виниле, а производители высококачественной аудиоаппаратуры продолжали разрабатывать новые модели проигрывателей.

«Истинные меломаны» от плёнки — профессиональные плёночные фотографы ринулись в цифру, толкаясь в «узких проходах» развивающихся технологий. Коммерческая фотосъёмка тогда переживала лучшие свои времена. Рубить бабло и поменьше думать о магии — вот что заменило эстетику фотографии. Профи освоили новый подход, больше похожий на выплавку руды. Фотографируй быстрее, больше и на компьютере ты обязательно отыщешь в этих тысячах невзрачных фотографиях пару десятков приличных ракурсов.

Производители профессиональной фототехники чутко уловили новые запросы. Фотоаппараты теперь снимают в серийном режиме по 60 кадров в секунду, успевают всё это записать на карты, обладают достаточным разрешением, чтобы кропом править неудачные ракурсы и настолько быстро фокусируются, что думать над этим уже не приходится. Фотографам вообще теперь не нужно думать. И это печалит!

Внезапно история совершила какой-то очередной свой разворот. Сложилось несколько факторов. Во-первых, выяснилось, что с цифрой не так всё лучезарно. Да, быстро. Да, удобно. Да, без ограничений по количеству. Но эти преимущества внезапно повернулись против цифры. Клиенты коммерческих фотографов поумнели и стали лучше разбираться в искусстве. Сырая цифровая фотография перестала устраивать покупателей. Теперь им подавай обработку.

Да и фотографы потихоньку понимают, что новые линзы быстрее, резче и удобнее старых объективов. Да вот только результат не нравится. Что есть коммерция, а есть фотография для души. В этой фотографии нет места молниеносной реакции и не нужно постоянно нажимать на спуск. Наоборот, релакс в том, чтобы думать над каждым кадром.

Как вы понимаете, всё это есть и в плёночной фотографии. Поэтому часть фотографов вернулась на «винил» (в нашем случае целлулоид).

Сюрприз от молодёжи: вот от кого не ждали увлечения фотоплёнкой. Ведь если вы моложе двадцати пяти лет, то уже не застали плёночную эру осознанно. Молодёжь познаёт плёнку впервые. Однако, драйвером ренессанса фотоплёнки выступает именно молодое поколение. Для них, детей цифровых продуктов, изображение на целлулоиде — магия. В их системе координат такая плёночная картинка может получиться только в редакторе. А тут фильтр идёт по умолчанию и это тоже магия. А фотоаппараты! Такие непривычные, грубые, наивные и красивые. Вот кидайте в меня камнями, но я считаю, что после Hasselblad человечество не придумало более красивого фотоаппарата!

Получается, что магия плёнки в том, что человечество от неё отвыкло. Так бывает, когда возвращаешься домой после длительного отсутствия. Вроде всё знакомо, но как-то волшебно.

Вывод? Не делайте из плёночной фотографии культа. Она никогда таковой не была и не стоит приписывать ей лишнее. Нравится? Фотографируйте на плёнку и радуйтесь, что это ещё возможно. Не понимаете, не приемлете возню с плёнкой и восторги, кажущиеся вам наигранными и фальшивыми? Проходите мимо. Удивляюсь, сколько энергии тратят случайные люди, когда спорят со мной в комментариях.

Я ведь никого не уговариваю и в секту не тяну. Я просто пишу свои мысли и делюсь субъективными ощущениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *