/мнение/
ФОТОХИМИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИОННАЯ ПЕЧАТЬ ФОТОГРАФИЙ: ЧЕСТНЫЙ АНАЛОГ БЕЗ КОМПРОМИССОВ
Марат Байгереев

Среди фотографов и “фотографов” относительно немногие снимают на плёнку. Но подавляющее большинство тех, кто снимает на плёнку, увы, видит своё финальное творчество лишь в оцифрованном виде, в то время как их плёнка умирает (причём буквально, в мусорке) после сканирования.
See more В этом ущербность большинства плёночников – неумение довести плёнку до финального конца – до физически “твёрдого” отпечатка аналоговой фотографии, который способен пополнить фотоальбом или фотографическую картину в рамке.

Настоящая, бескомпромиссная фотография – это то, что можно лицезреть непосредственно, аналоговым способом, минуя дисплеи и мониторы, это то, что можно взять в руки и потрогать (пусть даже и в перчатках), то что сделано руками. Подлинный HAND MADE ART of PHOTOGRAPHY – ставшая редкой финальная творческая часть истинной фотографии!

Что нужно для печати настоящих фотографий с вашей плёнки? Немного! Фотоувеличитель, фотобумага и даркрум (darkroom) – тёмная комната с аксессуарами для оптической фотопечати.

Начнём с фотобумаги. Понятно, что речь не идёт о “фотобумаге” для принтеров, нужна настоящая светочувствительная фотобумага для проекционной печати с химической обработкой. Её ещё выпускают некоторые производители, из отечественных "Славич" до сих пор со времён СССР её производит, из импортных наверняка встретите Ilford или Fomapan.

Начните с любой доступной бумаги, только не берите старую, сильно просроченную, если не дают даром и если есть сильное желание помучиться, хотя моё личное мнение: и задаром не стоит тратить драгоценное время и недешёвую химию. Учиться печатать лучше на недорогой, но свежей бумаге – "Славич — Березка" будет хорошим решением для начинающих. После того как испортите некоторое количество отпечатков (научитесь быстро, поверьте!) и поймёте как работает фотопечать на практике, можете попробовать более дорогую (химия и оптика должна быть соответствующей, настоящий ART не может быть дешёвым!) и, если не войти в мир художественных фотогалерей полноценной большой фотографии, то, как минимум, увидеть разницу между настоящей, ручной фотографией и массовыми цифровыми копиями с плёнок.

Плох тот художник, который не стремится к идеалу, но даже, если и не планируете выставляться в больших фотогалереях, то искусство настоящей аналоговой фотографии всё-равно выделит вас среди толпы фотографов и “фотографов” тем, что в отличие от них вы сможете явить своё творчество воочию миру ваших знакомых, родных и близких не через дисплеи и мониторы, а непосредственно, реально, а не виртуально. Если оценили они, почему не оценят другие, на то оно и искусство, не так ли? А это не только дорогого стоит, это, поверьте, переживёт и вас и их, как показывают немые свидетели вечности – фотографии прошлых веков. Не в этом ли настоящее искусство?!

Фотоувеличитель и аксессуары, если не завалялись в гаражах, на чердаках или антресолях у родителей или у знакомых, то купите очень дёшево или даже даром по объявлениям разного рода фотографического старья, и не стесняйтесь торговаться, так как вы, скорее всего, единственный долгожданный покупатель этого хлама. Именно хлама, поэтому долго не торгуйтесь, назначайте свою цену и, если продавец – жадный и барыга (очень много таких!) – то не тратьте время, легко найдёте другие предложения за вашу цену. Помните, что среди фанатов плёнки, очень мало – единицы процентов – тех, кто готов освоить весь аналоговый процесс (те, кто уже освоил – вам не конкуренты: у них всё это добро уже есть!).

Сколько стоит такой хлам? Это зависит от комплектации и модели (класса) фотоувеличителя и жадности/щедрости продавца, но за 500-2000 рублей (максимум!) оснастите свой домашний даркрум по первому разряду, если будете собирать компоненты со знанием дела! Кроме собственно фотоувеличителя, из аксессуаров вам понадобятся: красный фонарь и сопряжённый с фотоувеличителем таймер, три-четыре ванночки-кюветы (под размер фотобумаги) для химрастворов и воды, а также пинцет (желательно два). Остальное – всякие кадрирующие рамки и т.п. – опционально, когда начнёте осваивать аналоговый процесс фотопечати, станет ясно, нужно ли вам ещё что-то.

Процесс проекционной фотопечати очень похож на процесс съёмки, несмотря на то, что вы имеете дело с уже готовыми сценами ваших негативов, все негативы, скорее всего, у вас получились разные по плотности, светам, теням и полутонам. Поэтому и экспозиция будет разной и креативные усилия по затенению отдельных фрагментов разных сцен (наложение масок, почти как в Фотошопе и т.п.) надо будет приложить. Очень увлекательный и на 100% творческий процесс! Не менее увлекательный, чем была сама съёмка в поле или в студии. И главное, всё надо делать руками и головой: вот – истинная прелесть аналоговой фотографии!

Схожесть фотопечати с фотографированием объясняет требования к оптике. Фотоувеличители – все разные по классу и размеру: вы встретите огромное количество объявлений о продаже лёгких портативных моделей в чемоданчиках с малюсенькими объективами для непритязательной, но вполне достойной для любительского уровня печати (такими мы пользовались в детстве), также немало предложений тяжёлых стационарных аппаратов с сильными лампами и большими объективами для продвинутых любителей, при желании на вторичном рынке можно найти и профессиональные решения для серьёзных больших работ.

При выборе фотоувеличителя важно понимать, что раз печать оптическая, то оптика имеет значение, как важно и понимание того, что никакая замечательная оптика не сделает из вас замечательных фотографов и печатников, в печати действуют те же общие для всей фотографии законы, “фотографирует (печатает) не фотоаппарат (фотоувеличитель), фотографирует (печатает) человек”.

Определитесь, что вам нужно и начните собирать свою домашнюю фотолабораторию. Начните с малого – с минимального набора. Такой джентльменский набор (красный фонарь, таймер, ванночки, пинцеты и т.п.) можно приобрести сразу вместе с фотоувеличителем за очень небольшие деньги, если будете искать и помнить, что вы – единственный из немногих интересующихся реальный покупатель и именно вы назначаете цену тому хламу, который пылится “в чулане” и долгие годы тяготит хозяев своей бесполезностью…

Очень часто можно встретить объявления о продаже глянцевателей – их брать не стоит, если не просят забрать даром. Это в былые времена фотобумагу надо было глянцевать для придания ей блеска, теперь на глянцевой бумаге (обратите внимание на упаковку!) производитель пишет: “не глянцевать”. Если вам достался бесплатно глянцеватель, используйте его исключительно для сушки готовых и хорошо промытых отпечатков (эмульсией вверх, то есть НЕ к зеркалу глянцевателя) на финальной стадии аналогового процесса, только не провороньте сушку и не сожгите ваши фотографии!

Химрастворы (проявитель и закрепитель) приготовьте заранее, процесс тот же, что и для плёнки: проявление – промывка – закрепление (фиксаж) – окончательная промывка – сушка. Проявлять можно и в плёночном проявителе, но лучше использовать специальный для фотобумаги. Фиксаж годится любой, рекомендуется лишь не использовать тот раствор, в котором фиксировали раньше плёнку, хотя для учёбы это не критично. Со временем и с опытом постигните все эти и многие другие нюансы, а пока достаточно минимальных требований и знаний.

Всё, что написано выше касается чёрно-белой фотографии. Чёрно-белая фотобумага – ортохроматический материал, то есть не чувствителен к красному спектру, поэтому все манипуляции с печатью можно делать при свете красного фонаря. Очень удобно, главное привыкнуть. С цветной печатью такое не пройдёт, цветная фотобумага как и панхроматическая плёнка видит весь спектр, поэтому большинство манипуляции с ней, включая проявку, промывку, отбеливание и фиксаж надо делать в полной темноте!

Но это не самая большая трудность цветной фотографии. В отличие от чёрно-белой печати, где “достаточно” (кавычки от того, что это – самая сложная часть собственно фотографии – нарисовать объём “светописью”) передать максимально возможное количество оттенков серого, тени и полутона, проекция цветных негативов требует правильной цветокоррекции путём подбора цветных фильтров условно “пурпурного” (Magenta), условно “жёлтого” (Yellow) и условно “голубого” (Cyan) спектра. Многие фотоувеличители имеют специальный отсек для цветных корректирующих фильтров.

Альтернативой домашней цветной фотопечати служат минилаборатории (“минилабы”), в которых ещё сохранились старые аналоговые и более новые полуаналоговые-полуцифровые аппараты проекционной фотопечати. Эти аппараты печатают фотографии уже полностью цифровым способом, то есть предварительно сканируют плёнку и потом уже передают цифровое изображение (после программной цветокоррекции) на бумагу. В лучшем случае вся “аналоговость” будет заключаться в химической обработке фотобумаги так называемым “мокрым” способом (проявление/отбеливание/фиксаж/сушка). Своего рода гибридный “цифро-аналоговый” процесс. Но и это неплохо, во всяком случае лучше, чем пустое разглядывание цифровых картинок на дисплее или мониторе.

Осваивайте, друзья, аналоговый процесс реальной фотографии полностью, уходите от цифровой имитации мира, будьте настоящими!Marat Baygereev

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *