/история, обзор фотоаппарата/
PENTAX K1000
Борис Бакст

Фирменную марку «Pentax» оптическая компания Asahi Optical Сo. закрепила за собой после шумного успеха на выставке Photokina, в 1956 г. Фирма показала очень удачную 35 мм модель SLR-камеры, впервые вооружённую пентапризмой, курковым взводом и множеством необычных тогда удобств, вызвавших общий интерес. Называлась камера Asahi Pentax или Pentax АР.
See more

Согласно сведениям, опубликованным в книге Александра Шульца «Contax S, история первой в Мире 35 мм призменной SLR фотокамеры» (Alexander Schultz «Contax S, A History of the World's first 35mm Prism SLR Camera»), название Pentax имело немецкие корни. Asahi Optical Сo. купила торговую марку «Pentax» у Восточно-Германского изготовителя камеры Contax S — Zeiss Ikon (Дрезден) в 1954 г. Предположительно название это сложилось из словосочетания PENTaprism и contAX. «Восточный» Zeiss Ikon так и не воспользоваться придуманной им торговой маркой. В послевоенные времена, начиная с 1946 г., между «восточным» и «западным», отделениями Zeiss Ikon, в Штутгарте шли непрекращающиеся споры, касающиеся прав использования торговых марок и названий. Вероятно, это стало одной из причин продажи торговой марки «Pentax» на сторону.

Итак, первый Pentax от Asahi Optical Сo. положил началолинейке камер, которые остаются популярными многие годы. Основное усовершенствование, которое принесла камера – это увеличение диаметра установочной резьбы объектива с М37 мм. до М42 мм, которая также на долгие годы стала стандартом дляобъективов Takumar.

Здесь необходимо сделать замечание. Некоторые авторы, не совсем верно называют резьбовое крепление объектива М42 – "пентакс-креплением". Первенство подобного крепления принадлежит послевоенной камере Contax S, сделанной в 1949 г. Восточно-Германским отделением Zeiss Ikon: Kamera Werkstatten, Дрезден.

Asahi Optical Сo. была первой фирмой, которая разглядела определённые удобства в увеличении диаметра крепления объективов, и, возможно, ориентируюсь на перспективу использования немецкой оптики, внедрила его в свои конструкции. За ней потянулись многочисленные производители: Chinon, Cosina, Ricoh, Yashica, конечно "Зениты" и множество других, не говоря о Praktica.

Вообще Asahi Optical Сo. всегда генерировала, а часто и заимствовала, не замеченные конкурентами, весьма остроумные конструктивные и технологичные идеи, смело, врезая их в свои разработки, которые тут же подхватывались многими производителями. Asahi Optical Сo. в камере Asahi Pentax впервые использовала пентапризменный видоискатель вместо обычного, тогда, шахтного. Первенство среди японских фото производителей, внедривших это новшество в 1953 г, принадлежит камере Miranda Т (Orion Camera Co.), которая в свою очередь позаимствовала пентапризменный видоискатель всё у той же Contax S, запатентовавшей идею в 1948-49 гг.

Но и до прославившей её в 1956 г. выставки Photokina, Asahi Optical Сo. имела уже достаточную известность не только в Японии, но и за океаном. Её 35 мм. SLR камеры с шахтным видоискателем Asahiflex IIa/IIb уже с середины 50-х годов прошлого века успешно продавались в США под названиями Tower 22/23/24, в зависимости от модификации.
Здесь у некоторых авторов бытует ещё одно заблуждение. Зеркалку Asahiflex IIb частенько называют первой в мире, имеющей зеркало постоянного визирования (т.е. мгновенно автоматически возвращающееся, после срабатывания затвора, в положение визирования).

Первой камерой «мерцающего зеркала» стала в 1947 г. венгерская Duflex (Gammf Works), Будапешт. А уж если быть совершенно точным приоритет мгновенного возврата зеркала принадлежит английской форматной SLR камере Vanneck фирмы Watson (W.Watson & Sons), Лондон, сделанной аж в 1890 г. История Asahi Optical Сo. и её плодов очень насыщенна и интересна. Но нас в этом многообразии будет интересовать лишь одна позиция, упомянутая в названии — Asahi Pentax K1000. Поскольку с аббревиатурой Asahi Pentax мы кратко познакомились, обратимся непосредственно к выбранной модели, по мере надобности возвращаясь к прародителям.

K1000 до того не ординарный прибор, что самые жёстокие конкуренты, не могли, да и, пожалуй, уже не смогут показать достойной альтернативы. Необычность этой камеры вовсе не в её насыщенности модными электронными чудесами. Напротив, она предельно проста, но исполнена с таким знанием дела и любовью, которым могут позавидовать весьма искушенные производители профессиональных моделей. Подобное отношение к проекту камеры заложило в конечный продукт стальную несгибаемость и практически неисчерпаемую долговечность. При этом надо не забывать, что цена Asahi Pentax K1000 настолько демократична, что головокружительный успех, по мере её узнавания, был гарантирован. А узнали и раскусили камеру очень быстро.

Pentax K1000 явился на свет в 1976 г. и прожил затем очень долгую фотографическую жизнь. Последняя модель ушла с конвейера в 1997 г, и это, не смотря на её активнейшую востребованность…

Два с лишним десятилетия продаж Pentax K1000 вовсе не означали его конструктивного постоянства, кроме того, его родителями в разное время были: Япония, Гонконг (во времена самостоятельности) и Китай. Ни на одной камере Вы не найдёте страны — производителя, кроме лаконичной надписи на задней части верхнего моста: «Asahi Opt. Сo. Japan». Подобная солидная гравировка никак не идентифицирует изготовителя. Кроме того, камеры последних лет лишены и этой надписи, поскольку Asahi Opt. Сo. к ним уже никакого отношения не имеет. Тем не менее, некоторые секреты расшифровки производителя существуют, но об этом несколько позже.

Распространением оптики и камер Asahi Optical Сo. в США занималась американская компания Honeywell. Камеры Pentax, которые делались по её заказу до середины 70-х годов прошлого века, маркировались несколько иначе, например: Pentax Spotmatic F = Honeywell Spotmatic F, или Pentax ES = Honeywell Pentax ES и т.п.

Модели Pentax K1000 предшествовало три поколения SLR камер (три линейки):
— SLR камеры Asahiflex, с шахтным видоискателем и резьбовым креплением объектива М37;
— SLR камеры Asahi Pentax, с пентапризменным видоискателеми резьбовым креплением объектива М42;
— SLR камеры Pentax Spotmatic, с пентапризменным видоискателем, резьбовым креплением объектива М42, TTL – замером и расширенным диапазоном выдержек.

Подобная классификация крайне условна, но, тем не менее, даёт некоторое представление об эволюции аппаратуры.

Pentax K1000 относится к следующей генерации камер – серии К.
В 1973 г. Asahi Optical Сo. отказывается от резьбового крепления оптики, не смотря на безукоризненно отработанную и прекрасно зарекомендовавшую себя линейку объективов М42 Takumar и Super Takumar. Причём эта линейка, вместе с несколькими зумами насчитывала около семи десятков объективов в диапазоне фокусных расстояний от 15 mm f/3.5 до 1000mm f/8.

Переход к байонетному креплению был очень болезненной процедурой для производства. К середине 70-х Asahi Optical Сo. уже завоевала своё законное место в пятёрке основных производителей, и инженеры фирмы ясно ощущали, что от подобной архаики (резьбы), необходимо отказываться. Тем более что в планах компании была системная 35 мм. SLR pro-камера, в проекте которой никакой речи о резьбе и быть не могло. Опыт создания профессиональной техники Asahi Optical Сo. имела уже достаточный. Ещё в 1969 г. (компания спешила сделать подарок своим почитателям к своему пятидесятилетию), с ее конвейеров сошла великолепная среднеформатная SLR pro-камера Pentax 67, завоевавшая массу симпатий, повторяемая и сегодня, в модификации Pentax 67 II.

Удача окрылила, планировалось создать нечто подобное для узкого формата. В 1980 г, к 60-ти летнему юбилею основания Asahi Optical Сo. такая камера появилась. Pentax LX (LX – римская цифра 60), камера высочайшего класса, с серьёзным функциональным и системным обеспечением, мечта многих фотографов. Вообще Pentax LX это отдельная песня, о ней неудобно упоминать всуе.

Итак, серии К – продолжательница линейки Pentax Spotmatic, но с байонетным креплением объектива. Конечно же, все позиции К – ряда стали разминочными этапами перед созданием профессионального инструмента Pentax LX, что ничуть не умаляет их собственных прелестей.

Все модели К – серии были нагружены различными функциональными свойствами, вероятно, требующими жёстких испытаний. Так Pentax KM MD повторял Pentax Spotmatic F, но был оборудован специальным нижним мостом и устройствами для подключения моторного привода.
Pentax KX, будучи полностью механической камерой, тем не менее, отражал всю экспозиционную информацию в видоискателе.
Камеры Pentax K2/K2D MD несколько выпадали из общей картины К – серии, неся в себе мощную электронную нагруженность, также требующую исчерпывающей проверки.

Механическая модель Asahi Pentax K-1000, с TTL замером, была сублиматом Pentax Spotmatic F, которая в то время успела завоевать всемирное признание. K-1000, лишённая автоспуска и репетира диафрагмы, практически полностью повторяла Pentax Spotmatic F.

Возможно, очень серьёзноё отношение к макетированию модели Asahi Pentax K-1000 и лишение её практически всех второстепенных функций сделало прибор невероятно выносливым и долговечным. Камера имеет прочный металлический литой корпус с дюралевыми верхней и нижней панелями, завидно противостоящий ударам и, порой безболезненно переносящий случайные падения. Практически одновременно с началом серийного выпуска камеры в Японии, часть производственных мощностей было передано в Гонконг. Новое предприятие полностью снабжалось комплектующими японского производства, за малым исключением. Камеры разных родителей практически не различимы, как по качеству, так и по внешнему виду. Единственное, что их отличает – расположение серийного номера. У «гонконгца» он находится на нижней панели камеры, тогда, как «японец» имеет его на верхней, между пентапризмой и рулеткой обратной перемотки.

Кроме того, под серийным номером видна небольшая круглая площадка, слегка выступающая над плоскостью верхней панели, у брата из Гонконга, она отсутствует. По отзывам фанатов K1000, обе модели неразличимы по качеству исполнения и надёжности.

В конце 80-х торговую марку «Pentax K1000» перекупила японская компания Chinon, которая полностью разместила всё производство в КНР. Пользуясь невероятной популярностью камеры, ее тут же решили «усовершенствовать», выпустив в свет новинку, которая в качестве верхней и нижней панелей имела уже не металл, а пластик. Таким же образом удалось «облегчить» часть внутренностей. Естественно, что с пентапризмы исчезла гравировка Asahi и фирменная эмблема Asahi Optical Сo., а камера стала именоваться Pentax K1000, причём её реализация предполагалась только на внешнем рынке.

Если при покупке камеры у Вас есть возможность выбирать, сделайте соответствующие выводы, и не удивляйтесь, что аппараты ранних выпусков, с заметными следами потрёпанности, могут стоить несколько дороже сияющих новизной K1000 1997 г. выпуска.

Классическое расположение основных органов управления и индикации мало у кого вызовет вопросы, не станем подробно их комментировать, добавим лишь несколько слов.

«Горячий башмак» с центральным контактом допускает использование, как «родных» автоматических (не TTL), или ручных вспышек, так и вспышек независимых производителей (по некоторым соображениям собственной безопасности и безопасности камеры, отечественных осветителей следует избегать). Конечно, можно использовать и TTL — вспышки, но лишь в автоматическом или ручном режимах. Кроме того, на передней панели, справа от объектива, находится дополнительный коаксиальный (РС) разъём для подключения вспышки, располагающейся вне камеры. Максимальная скорость синхронизации 1/60 сек. На головке переключения скоростей затвора она отмечена, как «60х». При работе со вспышкой, скорость синхронизации 1/60 сек. должна быть установлена вручную.

Освобожденный от всех электронных нагрузок, затвор может быть взведён одним длинным или несколькими короткими ходами. О готовности затвора к работе сигнализирует появляющаяся красная точка (новшество Pentax), рядом с кнопкой спуска затвора.

Шкала чувствительности плёнки расположена на головке переключения скоростей затвора и скрыта под шкалой скоростей. Её диапазон простирается от 32 до 3200 ISO. Нужная чувствительность должна быть установлена в окошке, на головке переключения скоростей

Человеку, впервые взявшему в руки Pentax K1000, сразу же бросается в глаза необычная яркость и чёткость экрана его видоискателя. Экран не съёмный, комбинирующий матированную линзу Френеля и окружность микро-призм диаметром 3 мм. в центре. Внешнее кольцо, диаметром 12 мм. определяет направленность центровзвешенного измерения. Т.е. на её долю приходятся 60% из соотношения 60:40%. Отсутствие фокусировочных клиньев не всегда недостаток. При использовании бюджетной оптики Вы избавляетесь от обязательно возникающего чёрного пятна в центре экрана. А трудности точной наводки на резкость, в отсутствии фокусировочных клиньев, которые могут возникнуть у операторов с ослабленным зрением, вполне компенсируются возможностью работы с этим видоискателем в очках. Кроме того, Asahi Optical Сo. выпускает целый спектр корректирующих линз, устанавливаемых в направляющие в оправе окуляра видоискателя. Подходят корректирующие линзы и других производителей, например Olympus.

В центре правой части экрана – типовой TTL индикатор установки правильной экспозиции. Замер идёт при открытой диафрагме. Индикатор снабжён значками "+" и "-" (передержка и недодержка). Правильная экспозиция – стрелка гальванометра занимает строго горизонтальное положение.

При замере, по Вашему выбору, можно использовать приоритет апертуры или выдержки, т.е. задавшись нужным параметром, варьировать другим, устанавливая стрелку гальванометра в строго горизонтальное положение. Просвет, в центре которого устанавливается стрелка, достаточно широк. При определённом опыте этим можно воспользоваться, чтобы внести некоторую коррекцию в установку экспозиции. Скажем, установка стрелки гальванометра по верхнему обрезу просвета примерно соответствует +1 EV, по нижнему — 1 EV.
Контраст между черной стрелкой и белым просветом достаточен, чтобы работать с индикатором установки экспозиции в условиях малого освещения.

У Pentax K1000 нет функции контроля батареи. Вы можете оценивать её работоспособность лишь косвенно, по движению стрелки гальванометра, нацеливая объектив на объекты с разными степенями освещённости, или, остановившись на одном объекте, менять апертуру или скорость затвора.

У источника питания нет выключателя, поэтому при хранении, во избежание разряда батареи, рекомендуется закрывать объектив крышкой. Ток холостого хода измерительной схемы настолько мизерный, что рекомендуемые «таблетки» питания SR44 или LR44, могут использоваться соизмеримо с гарантийным сроком хранения самих батарей. Надо заметить, что номинальная ёмкость серябряно-окисных батарей SR44 вдвое выше емкости щелочных LR44, поэтому SR44, или их серябряно-окисные аналоги всегда предпочтительнее. И, конечно же, обращайте внимание на изготовителя батарейки. Если Вы считаете, что камера понадобится Вам не скоро, батарейку лучше совсем удалить.

На камере можно использовать множество объективов SMS PENTAX, с «К» креплением от ультра широкоугольного 15mm/3.5 до зеркального 2000mm/13.5. Независимые производители также делают массу объективов с этим креплением. Нельзя не напомнить и об отечественных, весьма достойных объективах, с креплением «К».
Кроме того, при использовании нехитрого адаптера К — М42 (фирменного или отечественного), Вы обретаете доступ, не только к прекрасно зарекомендовавшей себя линейке объективов М42 Takumar и Super Takumar, насчитывающей около семи десятков объективов, вместе с несколькими зумами, но и к неисчерпаемому множеству объективов крепления М42 разных изготовителей, с отличным соотношением цена / качество.

Asahi Optical Сo. с 1979 г. по 1985 г. периодически, малыми сериями выпускала ещё одну модификацию камеры: Asahi Pentax K1000 SE (Special Edition). Модель отличалась от основной цветом и качеством кожаной отделки и чуть изменённым фокусирующим экраном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *