/история, обзор фотоаппарата/
CANON F1
Борис Бакст

Извечное соперничество фото гигантов "Кенона", "Никона" и "Пентакса" никогда не приводило кого-либо из них к абсолютному лидерству. За то оно всегда было на руку ожидающему покупателю, поскольку маркетинговые битвы великанов, как известно, подстёгивают совершенствование техники.
See more

В классе профессиональных 35 мм. SLR камер, с 1959 г. "Никон", со своей системой Nikon F, конкурентов не знал и безраздельно господствовал на мировом рынке. Так же, на ура, в 1971 г. была подхвачена его новая модель Nikon F2. Однако в том же году рыночная монополия Никона несколько пошатнулась. Заинтересованному фотографу предложили альтернативную высококлассную систему Canon F1.

Создавать системную камеру с нуля, дело весьма хлопотное. От концепции до серийного производства, при серьезном подходе, порой проходят десятилетия. Вероятнее всего "Кенон" приступил к проектным работам по созданию своей системы ещё в начале 60-х, во времена абсолютного господства на рынке системы Nikon F. Результатом многолетних трудов стал мощный модульный проект Canon F1, обеспечивающий исчерпывающую системную гибкость и способность функционировать в тяжелейших условиях эксплуатации. Однако, не смотря на всё своё великолепие, новая система Canon F1, мало знакомая недоверчивому профи, не смогла выиграть маркетинговых баталий с Nikon F2, хотя обеспечила себе массу приверженцев.

Надо отдать должное «крёстному отцу» Никона, Джозефу Эйренрайху (1910 — 1975 г.), главе американской маркетинговой кампании EPOI (Ehrenreich Photo Optical Industries), который способствовал победам Никона, не только в Штатах, но и на всех прочих фотографических пространствах. Эйренрайх имел незыблемый авторитет в фото кругах. Он досконально знал профессиональный рынок, много работал с фотожурналистами, выясняя их пристрастия или антипатии к тем или иным моделям камер. Новые изделия часто давались им профи на обкатку, или даже дарились. К сожалению Canon F1, к моменту своего появления, таких мощных покровителей ещё не имел.

Тем временем борьба на рынке профессиональных систем продолжалась. Никон уже держал в позиции «низкого старта» камеру третьего поколения Nikon F3. "Кенон" и "Пентах", не желавшие отступать ни на шаг, готовили свои сюрпризы: Canon F1 N (или Canon F1 New, не путать с механической моделью Canon F1n) и Pentax LX. О камере Pentax LX мы планируем большой отдельный материал, поэтому сейчас останавливаться на ней не будем. Итак, начало 80-х ознаменовалось выпуском сразу трёх, без преувеличения, великолепных, pro-систем: Canon F1 N (1981г.), Nikon F3 (1980г.) и Pentax LX (1980г.), которые навсегда останутся памятниками лучшим SLR камерам до автофокусной эры.

Десятилетний срок эксплуатации механической модели Canon F1 позволил разработчикам разобраться в том, что при проектировании модели было лишь гипотезой. Конструкторы прототипа Canon F1N активнейшим образом использовали обратную связь с репортёрами и фотомастерами, ставшими фанатами Canon F1, учитывая их критику и пожелания. Кроме того, "Кенон" набирался электронного опыта, создавая успешные и хорошо продаваемые электронные камеры любительского уровня: Canon AE-1 (1976 — 85 г.), Canon AV-1 (1979 — 85 г.), Canon A-1 (1978 – 87) г. и др. Особое место в этом ряду занимает отличная системная камера Canon A-1, которую позиционировать как любительскую даже не ловко.

Справедливости ради, надо заметить, что механический Canon F1 был, не заслуженно обойдён вниманием. Это одна из самых продуманных и внушительных конструкций. Один только его корпус содержит около 10000 деталей. Для F1 было изготовлено около 180 аксессуаров, включая взаимозаменяемые видоискатели и фокусировочные экраны, моторный привод и задник на 250 кадров.

Его приемник, новый Canon F1 N был официально представлен и поступил в продажу в 1981 г. Он полностью унаследовал модульные принципы построения своего предшественника, приобретя при этом совершенно иные качества. Несколько загадочным выглядит, название камеры, практически созвучное с механическим предшественником. Возможно, разработчики таким способом пытались реабилитировать брэнд Canon F1, так и не ставший серьёзным конкурентом "Никону" F2.

Модульный проект – ключевая идея новой системы F1 N. Возможность того или иного экспозиционного режима зависит от комплектации камеры. При использовании сменного пентапризменного видоискателя Finder FN (стандартная комплектация), доступен мануальный режим, или режим приоритета выдержки. При использовании сменного видоискателя «AE Finder FN» — мануальный режим, или режим приоритета диафрагмы. При подключении моторного привода или вайндера, доступен режим приоритета выдержки, вне зависимости от установленной пентапризмы.

Canon F1 N был в то время единственной профессиональной моделью, которая обеспечивала режим приоритета выдержки. Ни Nikon F3, ни Pentax LX таких способностей не имели. Бесспорно, без этого режима не обойтись спортивному фотографу. С другой стороны, для прочих работ наиболее востребован режим приоритета диафрагмы. Такая функциональная всеядность Canon F1 N, несомненно, вызывает первоначальные восторги, пока не выяснится, что за дополнительную призму AE Finder FN, дающую Вам возможность работать с приоритетом диафрагмы, надо было выложить ещё 250 — 300$. Но обо всех недостатках и преимуществах мы ещё поговорим.

С помощью смены фокусировочных экранов, можно преобразовывать способ экспозамера, делая его средневзвешенным, селективным, или точечным. И хотя смена экрана дело хлопотное, всё равно, возможность измерения «точкой» давало Canon F1 N явные преимущества перед Nikon F3 и Pentax LX, обладавших способностью только средневзвешенного замера. Среди SLR-камер Canon F1 N стал лидером spot-измерения. Этот режим только через два года (в 1983 г.) показал Йошигиса Мэйтани, в своём великолепном механическом Olympus ОМ-3, правда переход к точечному экспозамеру у него осуществляется мгновенно.

В противоположность "Никону", "Кенон" избрал для своей новинки, на первый взгляд, более универсальную схему решения конструкции затвора камеры. Если у Nikon F3 это чисто электромагнитный затвор, с одной лишь механической выдержкой, на случай выхода из строя питания, то у Canon F1 N затвор комбинированный, могущий работать в электромагнитном и механическом режимах. Высокими скоростями затвора управляет механика (от 1/90 до 1/2000 сек.), в то время как электроника управляет более низкими скоростями.

Корпус Canon F1 N изготовлен из алюминиевого сплава методом точного литья. Причем макет его был очень тщательно просчитан на компьютере, с целью определения механически ослабленных мест, которые после оптимизации конструкции, специально усиливались. Отделка отливки велась на специально разработанных станках – программных автоматах, обеспечивающих микронную точность при механической обработке. Например, точность при сверлении была удвоена, по сравнению с механической моделью F1 и доведена до +/- 0,02 мм. Другое усовершенствование — использование лазерной сварки вместо заклепок, в механизме затвора.

рис. 13. Оптическая структура видоискателя «AE Finder FN»
Чтобы предохранить сложную электронику F1 N от вибрации и влажности, в конструкции используются всевозможные резиновые и пластмассовые уплотнения. Все электронные узлы расположены на одной печатной плате, наглухо залиты эпоксидной смолой. После полной сборки камера подвергалась жестоким многочасовым климатическим (-30 град. C — + 60 град. C) и механическим испытаниям. Надо заметить, что Nikon F3 испытывался при более жёстких условиях — 50 град. C — + 50 град. C, показывая при этом чудеса работоспособности, разумеется, исключая ЖКД.

Топология органов, расположенных на верхней панели механического Canon F1, прекрасно себя зарекомендовала, поэтому было решено сохранить её подобие и на новой камере, учтя некоторые пожелания пользователей. Камера получила более сглаженные очертания и улучшенную ухватистость, благодаря утолщению под захватом правой руки.

В отличие от Nikon F, "Кенон" избрал иную конструктивную структуру. Его измерительная система и вся электроника её обеспечивающая, находятся в корпусе камеры, а не в сменных пентапризмах. О линейке сменных видоискателей мы ещё поговорим. А пока, рассмотрим только одну новинку: пентапризменный видоискатель AE Finder FN. Эта разработка "Кенона", достойна специального рассказа. Прибор очень не прост – буквально букет новаций. В видоискателе Вы можете видеть шкалу гальванометра, стрелка которого показывает скорость затвора, когда камера находится в режиме приоритета диафрагмы. Технически гораздо проще бы было поместить шкалу гальванометра (шкалу скоростей затвора) в верхней части видоискателя. Однако после целой серии исследований, было решено перенести её вниз, поскольку такая позиция менее отвлекает от главных событий в поле видоискателя. Эта переориентации шкалы потянула за собой целую вереницу дополнительных зеркал и оборачивающих призм. Видоискатель имеет окошко ADR (Aperture Direct Readout) и систему линз и зеркал для прямого считывания действующего значения диафрагмы с оправы новой серии объективов FD.

Для Canon F1 N изготовили два новых ярких фокусировочных экрана, матирование поверхности которых выполнено с помощью лазера. Эффект превзошёл ожидания. Благодаря новой технологии «лазерные» экраны получились на 20% ярче всех прочих экранов из многочисленной комплектации Кенона. «Лазерные» экраны поглощают гораздо меньшее количество света, чем обычные, сделанные из матового стекла, структура которых получена обычной пескоструйной обработкой. Изображение, полученное с помощью новых экранов, на много облегчает фокусировку, особенно при работе с «подслеповатыми» объективами. Когда же Вы используете оптику профессионального класса, картинка выглядит просто сияющей.

Из 32 сменных фокусировочных экранов для Canon F1 N, семь оборудованы новой системой фокусировочных клиньев, которые обеспечивают максимально строгую наводку на резкость. К недостаткам обычной структуры клиньев Додена относится трудность оценки резкости по малоконтрастным, текстурным поверхностям, у которых отсутствуют чёткие контуры. Находка состоит в том, что новые фокусировочные клинья имеют переменный угол наклона. При положении противостоящих клиньев близком к правильному фокусу, разность их крутизны получается максимальной, что в свою очередь обуславливает яркую границу для правильной наводки. Кроме того, эта система точной фокусировки годится и для «полуслепых» объективов. Как известно обычная структура клиньев Додена становится чёрной, когда используются объективы с малым относительным отверстием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *