/история фотографии/
ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ КАМЕРЫ LEICA
Алексей Гвоздев

Открытия и изобретения неразрывно связаны в нашем сознании с именами их авторов. Возникновение и развитие фотографии стало возможным благодаря деятельности многих ученых и прежде всего благодаря результатам научных открытий Нисефора Ньепса, Луи Дагерра и Генри Тальбота. Но реализация научных достижений в фотографии постоянно требовала решения сложных инженерных задач, поэтому вклад конструкторов в ее прогресс не менее важен.
See more

Более 80 лет назад началось серийное производство первой малоформатной фотокамеры «Лейка». Однако имя ее изобретателя значительно менее известно, чем само изобретение, явившееся в свое время настоящим переворотом в области фотоаппаратостроения, изменившее во многом и стиль самой фотографии.

Хотя предприятие «Лейтц» производило главным образом микроскопы, оно занималось также смежными областями — выпускало в небольшом количестве специальную фотоаппаратуру для съемки с микроскопом, а также фотообъективы для нее. Частично фотообъективы шли на продажу другим фирмам, производившим обычные фотокамеры. Для оптической фирмы известный интерес представляла и новая для того времени техника киносъемки. В обязанности создателя первой «Лейки», Оскара Барнака входило испытание кинематографических методов съемки. Существовавшие тогда киносъемочные аппараты изготовлялись из дерева, имели большие размеры и были неудобны в работе.

В 1912 году Барнак сконструировал свою, цельнометаллическую кинокамеру из алюминия, которая была более легкой и удобной.

Чтобы облегчить определение экспозиции при киносъемке, Барнак в 1913 году сконструировал оригинальный экспонометр в виде небольшого аппарата, в котором для определения экспозиции использовалась та же пленка, что и в киноаппарате. Получилась небольшая камера, вмещавшая 2 метра кинопленки и имевшая шторный затвор, взвод которого был сопряжен с транспортировкой пленки. Единственная экспозиция камеры порядка 1/40 с соответствовала рабочей экспозиции киноаппарата. С помощью такой камеры-экспонометра делалось несколько снимков с различными диафрагмами, пленка тут же проявлялась и по полученным результатам определялась правильная экспозиция для киносъемки.

Эта экспонометрическая фотокамера отличалась еще одним весьма существенным нововведением — Барнак увеличил в ней съемочный кадр в два раза, объединив в один два кинокадра 18X24 мм и создав тем самым принципиально новый формат кадра — 24X36 мм. Такой кадр позволял повысить качество увеличенных с негатива фотоснимков. Новый формат назовут позже «леечным» и он станет основой малоформатной фотографии.

Существенному шагу вперед в осуществлении идеи Барнака создать небольшой и удобный фотоаппарат способствовала и меньшая по сравнению с зернистостью фотопластинок того времени зернистость кинопленок. Так из экспонометра возникла фотокамера, названная впоследствии «UR-Leica», прототип «Лейки». Были изготовлены два экземпляра такой камеры. Одной Барнак пользовался сам, вторая предназначалась для хозяина фирмы. Воплощение давно созревшей идеи малоформатной камеры в металле произошло в сравнительно короткий срок. Что же касается усовершенствования отдельных узлов и деталей для последующих моделей, то на это уходили недели и даже месяцы мучительных поисков и сложных расчетов.

Вскоре прототип «Лейки» имел уже все основные черты будущей серийной камеры, за исключением одной — затвор не закрывался автоматически после экспонирования. Впоследствии и этот недостаток был устранен. В качестве объектива на фотокамере испытывался сначала «Кино-Тессар» 3,5/50 мм, рассчитанный на кинокадр 18Х24 мм. Но он не давал четкого изображения по углам кадра нового формата 24X36 мм. Поэтому Барнак испытывал на прототипе различные объективы, в частности «Суммар», «Милар» Лейтца 4,5/42 мм. Хранящийся в музее фирмы «Лейтц» прототип «Лейки» снабжен объективом «Милар» 4,5/42 мм.

Годы не проходили даром. За это время Барнаком были улучшены затвор и транспортировка пленки, разработаны кассета для зарядки камеры на свету и оптический видоискатель. Впервые был рассчитан объектив для нового формата — эту работу блестяще выполнил профессор Макс Берек. И уже в 1923 году вышла так называемая нулевая (предсерийная) партия фотоаппаратов в количестве 31 экземпляра для проверки реакции рынка и профессиональных фотографов.

Первоначально камеру предложили назвать «Камера Барнака», но название было длинным и не на всех языках удобным в произношении. В конце концов она получила всемирно известное наименование «Лейка» («Leica»), образованное из первых слогов слов «Лейтц» и «камера». Новый фотоаппарат официально был представлен на весенней Лейпцигской ярмарке 1925 года, и через несколько месяцев пошел в серию.

Правда, сначала преобладало скептическое отношение профессиональных фотографов к необычно маленькой для того времени и, казалось, игрушечной камере, но вскоре замечательное изобретение Барнака пробило себе дорогу и одержало блестящую победу. Малоформатная камера нового типа, работавшая на стандартной кинопленке, простая и удобная в обслуживании и выполненная с прецизионной точностью, получила право на жизнь.

Первая мировая война прервала систематическую работу над новым фотоаппаратом. Но когда страну захлестнули тяжелый экономический кризис и инфляция, а над предприятием нависла угроза потери квалифицированной рабочей силы вследствие падения сбыта продукции, о камере снова вспомнили.

Барнак упорно и настойчиво работал над совершенствованием своей камеры, снабженной впоследствии стандартным рабочим отрезком 28,8 мм (посадочная резьба М39), что дало возможность использовать сменную оптику. Затем камера была оснащена встроенным дальномером.

Для получения изображения больших размеров начали применяться увеличители и диапроекторы, причем именно Барнак создал первый малоформатный диапроектор. Были сконструированы многочисленные принадлежности, существенно расширившие возможности применения камеры — макроприставки и макроштативы, стереообъективы и стереонасадки, репродукционные линзы и кольца, устройства для микрофотографии и многое другое…

Новая камера стала основой целой фотографической системы, заложившей фундамент для быстрого роста фотолюбительства, развития современного фоторепортажа и широчайшего применения фотографии в самых различных областях науки, техники и культуры. Ни одна другая камера за всю историю фототехники не оказала такого огромного влияния на стиль современной фотографии, а также на технику фотосъемки.

Копии фотоаппарата Leica I (II) выпускались многими производителями в разных странах:

1934-1956: ФЭД, Зоркий (СССР)
1940-1961: (Япония)
1947-1959: Minolta-35 (Япония)
1947-1954: Kardon (США)
1946-1959: Nicca (Япония)
1951-1968: Canon (Япония)
1953-1959: Tanack IIC (Япония)
1953-1961: Periflex (Англия)
1958-1963: Shanghai 58-I (КНР)
1959-1960: Yashica (Япония)

Оригинальных Leica I было выпущено всего 58735 камер, из них с объективом Anastigmat 144 камер, ELMAX 713 камер, Elmar 56548 камер, и Hector 1330 камер./история фотографии/ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ КАМЕРЫ LEICA0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *