/искусство фотографии/
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Андрей Пашис

Вершинными шедеврами фотографического искусства являются случайные мгновенные фотографии хотя бы потому, что случай определяется как нечто неповторимое. Случайными мгновенными художественными фотографиями мы будем называть такие фотографии, в которых:
See more

— длительность происходящего события близка к длительности срабатывания затвора;
— событие непредсказуемо и неповторимо;
— композиция (геометрическая форма) совершенна.

Когда в изображении мгновенно найдены гармоничные отношения в геометрии формы и построены ассоциативные цепочки между объектами изображения, оно получает принципиально иной временной статус. Геометрическая гармония переводит случайное в сферу вечности. Изображённая ситуация в той или иной степени композиционно завершённой фотографии получает новое качество, которое отсутствовало в отдельно расположенных предметах, и которое максимально выражено именно в момент съёмки, открытия затвора.

Изображение актуализируется, становится самодостаточным, приобретает иную темпоральность. Под темпоральностью здесь понимаются временные характеристики фотографии, способ её существования во времени и способ течения времени в фотографическом пространстве. Событие, имеющее в обыденной жизни плавную непрерывную темпоральность, предстаёт на фотографии в виде мгновенного среза, скачка, разрыва плавной линии течения времени.

Такая фотография, нарушая плавное течение времени, перестаёт принадлежать прошлому. Место разрыва временной линии порождает новый исток. Фотография при просмотре как бы возрождается вновь и вновь в глазах каждого зрителя, обретая в зависимости от внешней ситуации, от характера и искушённости зрителя, всё новые и новые смыслы. Такая фотография «зацепилась» за поток времени; её значение не ограничивается теперь только значением исторического документа, к нему добавилось значение вневременной эстетической и эмоциональной ценности. Фотография становится «антиисторичной» в той степени, в какой она отражает момент приложения сил.

Красиво запечатлённый во времени момент представляет собой настоящее, отсечённое от вечного. Преимущество фотографии перед живописью здесь заключается в том, что создание изображения происходит не посредством многократных рефлексий, проходов замысла через органы восприятия живописца, а одноразово, в беспамятном порыве, «от нуля» при мгновенном нажатии фотографом на кнопку фотоаппарата. Говоря математическим языком, творчество живописца интегрально, а творчество фотографа (в высших проявлениях) дифференциально. Поэтому можно утверждать, что оно первичнее, первороднее, чувственнее в той степени, в какой остановленное мгновение нелогично, в той степени, в какой запечатлённое событие отличается от всего поля предшествующих событий.

Непредсказуемая фотография как бы обозначает дефектный атом в кристаллической решётке пространственно-временного континуума бытия. Его крайне трудно именовать, потому что его явление несерийно, неназываемо, уникально. Но именно этот уникальный компонент бытия позволяет событийной линии, рассечённой в момент съёмки, развиваться в новом направлении, что в свою очередь, можно надеяться, способствует прогрессу в целом. Эта надежда подкрепляется тем, что ничто так не блокирует будущее, как сериальность, монотонность, тавтологичность.

Итак, мгновенная фотография включает в себя не только часть геометрического пространства, но и рассекает временной континуум, давая почувствовать протяжённость, линеарность и перспективу течения времени по характеру временного разрыва, который представляет собой фотокадр. Поэтому здесь можно говорить о временной перспективе, причём как в узком, так и в широком смыслах.

По аналогии с пространственной перспективой, временная перспектива в узком смысле позволяет ясно видеть развитие достаточно динамичных событий во времени. Для этого на фотографии, вместившей в себя быстротечное (близкое по протяжённости к интервалу времени срабатывания затвора фотоаппарата) событие, в идеале должны содержаться:

— стимулирующее или провоцирующее действие (аналог переднего плана в пространственной перспективе);
— основное событие (аналог центрального плана);
— реакция на основное событие (субдоминанта);
— событийная атмосфера, в которой происходят действия и события (событийный фон).

Для ясности приведу пример. Представим себе фотографию игрового момента футбольного матча. На переднем плане — нападающий, только что ударивший по мячу. Вся его поза ещё сохранила то напряжение, которое он испытывал при ударе (стимулирующее действие). Вратарь прыгает по направлению к мячу, задевает его, и мяч попадает в штангу ворот (основное событие). Судья свистит в свисток, фиксируя нарушение правил (субдоминантный временной план). Футболисты на поле и болельщики бурно реагируют на происходящее (событийный фон).

Временная перспектива в широком смысле позволяет почувствовать красоту и эмоциональный заряд запечатлённого события на конкретном историческом фоне. Как известно, время троично делится на прошлое, будущее и исчезающее настоящее. Исчезающее настоящее представляет собой нечто подобное линии разреза, точке роста Вселенной. Это «нечто» не является ни временем, ни пространством; оно есть разрыв, препятствие, слой, в котором формируются векторы, направляющие развитие. Подлинная фотография есть овеществление этого слоя, препятствия, разрыва, находящегося в срединной точке между прошлым и будущим.

Приметы времени, присутствующие на снимке, позволяют увидеть, например, в каком направлении развивается манера атаки ворот в футболе, как совершенствуются способы фотографической съёмки футбола и т.д. Фотография как исторический, эстетический и эмоциональный документ позволяет понять, что меняется со временем (например, внешняя сторона игры, эстетическая форма передачи посредством фотосъёмки напряжения человеческих страстей), а что остаётся неизменным (например, эмоциональный накал игры). Всё это в совокупности позволяет различать вечные и преходящие ценности. Таким образом, в подлинном произведении фотоискусства время не просто останавливается и «консервируется», что связывает фотографию с прошлым и делает её историческим документом. При каждом просмотре время протекает через фотографию в бесконечное будущее, воздействуя на его развитие в настоящем.

Фото — Анри Картье-Брессон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *