/искусство фотографии/
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Андрей Пашис

Пространственная перспектива — главная составная часть изобразительного искусства. Перевод с латыни слова «perspicere» означает «смотреть сквозь, проникать взором, ясно, правильно видеть». Перспектива — это прежде всего анимация плоскостного пространства, реставрация его первичной объёмности, создание иллюзии реальности наблюдаемой на фотографии картины мира.
See more

Перед художниками «не-фотографами», создающими свои произведения с помощью кисти, карандаша или другими «рукотворными» способами, изначально всегда стоит задача «похожести», т.е. корректного перенесения на полотно картины реальных объектов в соответствии с законами геометрии, особенностями зрительного восприятия и эстетическими задачами. Первым этапом развития живописца было производство на свет зрительных перспективных линий. Вдоль этих линий располагались все разнообразные фигуры, которые художник должен был постараться изобразить похожими на объекты, созданные природой. При этом линейные размеры объектов по мере их удаления должны были уменьшаться. «Овладение рисунком наступает вслед за познанием перспективы», — писал в своих трактатах Леонардо да Винчи.

В фотографии эта первичная задача передачи линейной перспективы и похожести решается автоматически с помощью простого и гениального механического устройства — объектива. Для решения многих других задач, так или иначе связанных с перспективой, уже необходимо авторское участие. Коротко перечислю эти задачи и приёмы передачи перспективы, подробное описание которых широко представлено в учебной литературе по композиции.

Перспектива необходима для того, чтобы показать в соответствии с авторским замыслом относительную величину (пропорциональность) объектов. Располагая ближе к объективу тот или иной объект, мы увеличиваем его кажущуюся величину и таким образом увеличиваем его значение и роль в изображении. Мелкий объект может выглядеть на фотографии крупным и наоборот.

Тональная перспектива создаёт иллюзию глубины фотографического пространства, иногда уводя зрителя на сотню миль по ту сторону фотографической плоскости. Изображая объекты на переднем плане резкими и контрастными, а объекты на заднем плане расплывчатыми и нечёткими, мы увеличиваем объёмность изображения. В фотографии для этого используются «туманные» светофильтры, дающие мягкие, бархатные тона, увеличивающие атмосферную дымку. Особенно полезно использование тональной перспективы тогда, когда глаз не улавливает линейную перспективу. Это происходит в том случае, когда на снимке отсутствуют объекты одинакового размера, удаляющиеся от объектива — деревья, столбы и т.п., уменьшение линейных размеров которых обозначает глубину пространства.

Другой способ расширения перспективы — фокусировка отдельных объектов с использованием малой глубины резко изображённого пространства (ещё одно из «механических» преимуществ фотографии перед живописью).

Пространственную разделённость объектов увеличивают также различные способы градационной печати (например, ступенчатая печать на предварительно смоченной в проявителе фотобумаге).

Иногда (например, в фотомонтажах) целесообразно уменьшать глубину фотографического пространства, делать изображение более плоским. Для этого используется резкая передача предметов по всему полю и контрастные способы съёмки и фотопечати. Для получения контрастного изображения при съёмке применяются, например, красный или поляризационный светофильтры, либо съёмка производится в солнечную погоду. Это приводит к тому, что отдалённые предметы кажутся приближенными, а глубина пространства на фотографии уменьшается.

Использование телеобъективов также приводит к «сплющиванию» перспективы, поскольку объекты съёмки уменьшаются в линейных размерах незначительно с увеличением их отдалённости от объектива. Иногда при съёмке телеобъективами проявляется эффект «обратной перспективы», когда из двух одинаковых по величине объектов крупнее кажется тот, который расположен чуть дальше от объектива. При этом линии перспективы не сходятся, а наоборот, расходятся за горизонтом. А точка схождения перспективных линий находится перед изобразительной плоскостью. В фотографии с обратной перспективой изображение как бы выворачивается наружу, в результате чего внешнее делается внутренним. Примечательно, что обратная перспектива используется в иконописи, где точка схождения перспективных линий соотносится с «истоком», с Богом, с Первотворцом. В результате, не зритель смотрит на изображение, а изображение, вовлекая вовнутрь, включает зрителя в свою композицию.

Преимущество использования широкоугольных объективов проявляется не только и не столько в том, что они позволяют фотографировать сюжеты под большим по сравнению со штатными объективами углом зрения на небольшом расстоянии от объектов, и даже не в том, что они обладают относительно большей глубиной резко изображаемого пространства. Основная прелесть широкоугольников в том, что они дают картинку с обострённой перспективой, когда перспективные линии как бы дугообразно выгибаются от границ вовнутрь кадра, расширяя ощущение глубины и динамики пространства. Этот эффект более заметен в широкоугольных объективах с подушкообразными искажениями, по сравнению с объективами с бочкообразными искажениями поля.

Перспектива выразительней в том случае, когда изображённые тела обладают большей рельефностью, а фоны, их окружающие — нейтральны. Самый простой способ увеличения рельефности — использование бокового освещения объектов съёмки на фоне мягко освещённых, «дымчатых» задников.

В цветной фотографии для увеличения иллюзии глубины пространства полезно использовать приёмы цветовой перспективы. Замечено, например, что объекты окрашенные в тёплые тона кажутся выступающими из плоскости изображения, а объекты в холодной цветовой гамме — отступающими на дальний план. Поэтому для усиления эффекта объёмности и разделённости планов следует размещать объекты в тёплой гамме на переднем плане, а объекты в холодной цветовой гамме — на заднем плане.

Для усиления перспективной градации съёмочного пространства эффективно использовать группировку объектов по глубине:

— на переднем плане располагается группа объектов «предваряющих» основной сюжет;
— на втором, центральном плане изображаются основные, наиболее значимые объекты или события;
— третий план играет роль «субдоминанты», поддерживающей центральный план, взаимодействующей с основным сюжетом;
— гармонирующий фон объединяет все планы в единое целое.

Итак, используя обозначенные выше приёмы передачи перспективы, фотохудожник может сделать так, чтобы плоскость фотографии казалась рельефной и объёмной. Хотя фотография всего лишь поверхность, но ведь и зеркало — то же самое. Следовательно, используя приёмы расширения перспективы, можно достичь того, что фотография тоже будет казаться природной вещью, видимой в большое зеркало.

Фото — Александрас Мацияускас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *