/фототехника/
ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЛЬНОМЕРНЫХ ФОТОАППАРАТОВ
Антон Вершовский

1. Во-первых, это камеры с «аурой»: именно ими были сняты практически все уличные и репортажные шедевры «золотого века» фотографии, и вписаны самые яркие страницы в ее историю; великих фотографов 20-го столетия трудно представить себе иначе, как с "Лейкой" в руках.
See more С 1932 года, когда Анри Картье-Брессон купил в Марселе свою первую "Лейку", начался век дальномерных камер в репортажной фотографии — а слова «дальномерка» и «Лейка» тогда были синонимами. «С Лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли…» Это Константин Симонов, «Песня военных корреспондентов». Но ведь тогда просто еще не придумали зеркалки с прыгающим зеркалом? А когда придумали, то все корреспонденты сразу обзавелись Никонами и Пентаксами, разве нет?

Корреспонденты – да, обзавелись. Но самые дальномер… дальновидные из них с Лейками расставаться не стали; а о стрит-фотографах и говорить нечего, они появление зеркалок вообще практически проигнорировали. Посмотрите, например, фильм BBC «Genius of photography» — там в промежутках между ретро-сценами в кадре периодически появляется замечательный стрит-фотограф Джоэл Мейеровиц, и в руках у него – пленочная Leica MP. Эх, какая камера! Жалко, пять-шесть тысяч у.е. за тушку и столько же за объектив не многие могут себе позволить… но свет на ней клином все же не сошелся, бывают варианты и не столь убийственные, даже у той же "Лейки".

2. Во-вторых, дальномерки (и прочие фотоаппараты с отдельным окошком видоискателя — мы дальше будем иметь в виду и их) гораздо компактнее и легче зеркалок. В них нету ни объемного отсека с прыгающим зеркалом, ни тяжеленной пентапризмы. И легче не только они сами, но и объективы к ним – у них нет ограничений на рабочий отрезок объектива, то есть на расстояние между задней линзой и поверхностью пленки, которое в зеркалках определяется размерами отсека для зеркала. Это позволяет конструкторам обходиться существенно меньшими габаритами; кстати, по той же причине объективы для дальномерок при прочих равных условиях оказываются дешевле, чем объективы зеркальных камер — если, конечно, мы говорим не об оптике Leica.

Здесь кто-то может сказать – а так ли нужна компактность, велика ли беда потаскать на себе два килограмма вместо пятисот грамм? Но на самом деле это тот самый случай, когда размер имеет значение. И если свадебному фотографу или студийщику здоровенная зеркалка с объективом L-серии просто необходима для того, чтобы произвести впечатление на заказчика (иначе кто же поверит, что перед ним крутой фотограф?), то уличному фотографу, как правило, нужно привлекать к себе как можно меньше внимания, а главное – ни в коем случае не быть похожим на профессионала.

Принцип здесь прост: чем больше объектив, тем сильнее его пугаются люди – а испугавшись, закрываются от него. Конечно, съемка компактной камерой тоже не дает гарантий, что вы не получите по носу за вашу наглость; и более того, это не единственный способ маскировки. На разных фоторесурсах можно найти советы по съемке камерой, спрятанной в специальной сумке, камерой, висящей на животе, и управляемой специальным тросиком, и даже камерой, стреляющей из-за угла – с зеркалом, встроенным в фальшивую бленду объектива. Но ясное дело, настоящему джедаю все эти способы не подходят. Съемка с бедра – еще куда ни шло, но никак уж не скрытая камера. Тем более, что попавшись со скрытой камерой, вы рискуете влипнуть в очень серьезные неприятности.

Существуют и более изящные способы остаться незамеченным. Так, фотограф и преподаватель М.Геллер на одном из форумов говорил, что его любимый способ – это фотографировать большой зеркалкой так, чтобы все тебя принимали за безобидного туриста. Совет действительно хорош, и не годится только в тех районах и ситуациях, где туристу делать нечего – а именно они обычно интересуют уличного фотографа.

Вообще рецепты, которые прекрасно работают в одних странах, местностях, ситуациях, и т.д., могут не сработать в других. Кто-то из великих, кажется — Г.Виногранд, говорил ученикам — улыбайтесь! Сфотографировали человека на улице — улыбнитесь ему, и все окей. У нас в стране этот номер бы не прошел, поскольку наши граждане уверены — нет ничего подозрительнее, чем улыбающийся незнакомец. Поэтому морда кирпичом и выражение на этом кирпиче, говорящее «я имею полное право делать то, что я делаю» сработают гораздо эффективнее, чем улыбка. Но мы отвлеклись, вернемся к нашим дальномеркам.

3. И если уж мы заговорили о незаметности – то вспомним про щелчок камеры при съемке. У дальномерок он может быть на порядок тише просто потому, что в них нет прыгающего и хлопающего зеркала, и громкость звука зависит от конструкции затвора – центральные затворы работают практически бесшумно, затворы с матерчатыми шторками – чуть громче.

Затворы с металлическими шторками (такие, например, стоят в современных дальномерках Bessa-R) могут быть изрядно громкими; но фотоаппараты Bessa и не относятся к особо компактным камерам, и громкость их затворов окупается их быстротой и точностью.

А вот звук фотоаппарата Rollei 35S, Olympus XA или Olympus 35RC на улице вы, скорее всего, не услышите – у этих камер объективы несменные, и они укомплектованы центральными затворами. Очень характерный, — тихий, но солидный – звук у фотоаппаратов Leica с матерчатыми шторками.

4. Следующий параметр, по которому дальномерки при прочих равных хоть немного, но превосходят зеркальные камеры – это скорость реакции при съемке. Им не нужно время ни на то, чтобы поднять (а после съемки – опустить) зеркало, ни на то, чтобы прикрыть «прыгающую» диафрагму. И наводка на резкость по пятну дальномера занимает меньше времени и осуществляется точнее, чем по матовому стеклу зеркалки, и порождает во много раз меньше ошибок, чем наводка с помощью систем автофокуса.

5. И очень важный момент, особенно при съемке в сумерках – у дальномерок полностью отсутствует «отдача» из-за прыжка зеркала, в зеркалках приводящая к смазыванию изображения на средних и длинных выдержках.

6. А при съемке с рук на длинных выдержках обнаруживается еще одно существенное различие: изображение в видоискателях дальномерок не перекрывается зеркалом в момент съемки. Это позволяет уверенно снимать даже ночью, в том числе – и с «проводкой», что с зеркалкой возможно только вслепую, на чистой интуиции.

7. И, наконец, еще одно, уже принципиальное отличие дальномерок – принципиальное потому, что оно в буквальном смысле слова определяет взгляд фотографа на мир: в видоискателе дальномерки фотограф видит больше, чем ловит в кадр.

Дело в том, что в хорошей дальномерке поле зрения видоискателя оказывается несколько шире рамки кадра, что позволяет видеть не только то, что в кадре, но и то, что может появиться в нем в следующую секунду. А вот у зеркалок все наоборот: поле зрения видоискателя всегда несколько уже реальной рамки, так что самые края кадра фотограф не видит, что впоследствии зачастую побуждает его к обрезке фотографии при печати.

8. Добавим к этому, что благодаря отсутствию фокусировочного стекла видоискатели дальномерок всегда ярче, чем видоискатели зеркальных фотоаппаратов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *