/фотоискусство/
ИДЕИ МОДЕРНА В ФОТОГРАФИИ
Антон Вершовский

Новизна современной художественной непостановочной фотографии наиболее заметно проявляется в двух взаимопересекающихся течениях, обычно обозначаемых, как «новый пикториализм» и «субъективизм».
See more

Новый пикториализм, использующий те же технические приемы, что и пикториализм рубежа XIX-XX веков, представляет собой результат стремления придать фотографии живописность — преимущественно за счет одновременного использования мягкорисующей, чаще всего однолинзовой оптики и необычных эффектов освещения. Новое в пикториализме нашего времени, а именно — его очевидная религиозная либо мистическая направленность, лежит не в визуальной, а в идейной сфере.

Второе направление — субъективизм — особенно характерно для современной стрит-фотографии. К нему, как правило, относят все, что не вписывается ни в рамки пикториализма, ни в каноны адамсовской straight photography, предполагавшей максимальную детальность и достоверность фотографического изображения. Направление это тоже не ново; так, если нерезкость считать одним из отличительных признаков субъективизма, то придется признать, что он родился вместе с фотографией — достаточно вспомнить первый снимок Ньепса. Это, конечно, шутка; разнообразные приемы, одним из которых является помещение главного объекта вне зоны фокуса, в субъективистской фотографии используются намеренно, а не случайно и не вынужденно.

Существует определение «концептуальная фотография», также применимое к этому течению; но оно имеет, по всей видимости, гораздо больший охват, и относится и к постановочной, в первую очередь абсурдистской фотографии, и к различным техникам коллажа, включающим элементы фотографии.

Несмотря на очевидное родство этих двух направлений, критики относятся к ним совершенно по-разному: к пикториализму — по преимуществу снисходительно-благосклонно, а к субъективизму — резко отрицательно; последний подвергается постоянной резкой критике за отход от реальности, то есть — утерю самой сущности фотографии, и, как следствие — «нефотографичность». Таким образом, субъективистской фотографии отказывается собственно в праве считаться фотографией.

Кроме того, субъективистская фотография не часто встречает понимание у широкого зрителя — если не принимать в расчет особую, неизбежно существующую категорию публики, ориентированную преимущественно на улавливание модных течений в искусстве независимо от их содержания.

Если внешняя красивость и мистическая окрашенность нового пикториализма, как правило, находит отклик у романтически настроенной части аудитории, то такие свойственные «субъективистской» фотографии приемы, как намеренный дисбаланс композиции, пренебрежение «значимыми» объектами в пользу «фотографического мусора», и ставшие притчей во языцех нерезкость, зернистость, шевеленка, переконтрасты, и т.п. — являются постоянной мишенью насмешек публики. И не только неискушенные зрители, но и многие профессиональные фотографы абсолютно твердо уверены в том, что единственной причиной появления на свет «субъективистских концептуальных шедевров» является неумение их авторов фотографировать «красиво», и при этом «как в жизни».

Фото — Трент Парк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *