/философия/
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ АВТОРА В ФОТОГРАФИИ
Андрей Пашис

Автор — это то, что позволяет объяснить как присутствие в произведении определённых событий, так и различные их трансформации, деформации и модификации. Это возможно потому, что биография автора, его психология, индивидуальная перспектива, социальная принадлежность, классовая позиция и авторский индивидуальный проект тесно связаны с его творческой деятельностью.
See more Каждая конкретная фотография есть материальное воплощение того, как автор взаимодействует с миром, окружающими людьми. Фотография есть отражение включённых в более или менее совершенную композиционную структуру собственных внутридушевных и внешнежитейских ситуаций автора. Понять, воспринять автора — значит поместить его творения в конкретный исторический процесс его развития, в контекст его биографии.

По словам Андрэ Мальро, искусство рождается из решимости извлечь формы из мира, в котором человек терпит, и включить их в мир, в котором человек повелевает. Поэтому искусство есть антисудьба, в которой воля к творчеству является высшей ценностью. А значит, фотография не говорит почти ничего, если не сообщает чего-либо об авторе (У. Хэзлитт). Он тот, кто находит или создаёт в совокупности своих произведений модель мировосприятия, систему взаимосвязей, которая позволяет ему объяснить или найти оправдание своему поведению в настоящем или будущем.

Авторское творчество может быть максимально правдиво только на интуитивном уровне самопознания. Автор и только сам автор может почувствовать свою жизнь по кратким мгновениям запомнившихся впечатлений, всплывающих в памяти в редкие минуты озарения, когда процесс творения его произведений синхронизуется с сиюсекундным течением его жизни.

Фотохудожник-репортёр — человек, способный мгновенно активизировать при съёмке динамичного события свои зрительные центры с тем, чтобы в доли секунды сопрячь в одном кадре композиционные элементы, образующие единую структуру. Чтобы это произошло, автор должен быть психически энергоизбыточен и уметь реализовать и воплотить этот избыток энергии в материале. Поэтому автор — это тот, кто несокрушимо сосредоточен (независимо от внешних обстоятельств и мнений публики); тогда он может творить мгновенно, чтобы возникший замысел не успел улетучиться.

Каждая фотография — это опыт. Опыт — это то, из чего сам автор выходит изменённым, поскольку создать новую фотографию — это в некотором смысле уничтожить предыдущую (поэтому так психологически трудно печатать со старых негативов). Заниматься искусством — значит вырывать себя из себя самого, не позволяя себе оставаться тем же самым, кем ты был раньше. Следовательно, автор это тот, кто решил себя изменить…

Творчеством автор преобразует невостребованную энергию свою и зрителей. Таким образом, главной его способностью является способность испытывать вдохновение — способность повышенной возбудимости соответствующих участков мозга. Поэтому автор в фотографии не тот, кто только наблюдает, но тот кто не забывает при этом чувствовать и думать. Задачей его является передать своё видение другим.

Автор творит в собственном воображаемом мире, который для него столь же реален, как и мир социальный. Поэтому акт творчества для него — это раскрытие сокровенного. В отличие от фотопрофессионала , основным достоинством которого является прежде всего безукоризненное выполнение пожеланий заказчика, автор-фотохудожник волен выбирать для творчества любой предмет и пытаться творить свободно то, что ему самому интересно сотворить, что подсказывает ему собственное чувство. Он действует по принципу: «Делай максимально значимое, на что ты способен (а не то, например, на чём ты можешь сегодня заработать максимальное количество денег).»

Автор, реализуя в творчестве свой прошлый жизненный опыт, приобщает зрителя к безопасному страданию, сочувствию, предлагая ему в своих произведениях заменитель чувств, радостей и страданий, в которых некоторые зрители узнают отголосок собственных чувств, радостей и страданий. Таким образом происходит душевное очищение через катарсис и появляются новые внутренние стимулы к многочувствованию, размышлению и совершению действий, что и составляет суть человека…

Автор в искусстве создаёт притчевое произведение, имеющее множество интерпретаций в отличие от плоского, однозначного, эмоционально малосодержательного произведения не-искусства. Шедевр в фотоискусстве, в отличие от продукта массовой или прикладной фотографии, обладает большим коэффициентом условности; он свободен от бытовщины и обыденности. А поскольку это так, то подлинная находка в фотографии не может сразу иметь сиюминутного признания у массового зрителя (а иногда и сам автор не может её распознать)…

Фото — Руи Палья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *