/философия фотографии/
МОЖЕТ ЛИ ФОТОГРАФ ВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА
Валерий Садовский

Давайте спросим у любого человека, что такое фотография? Человек, только немного подумав, может сказать, что фотография это снимок сделанный фотоаппаратом. О том, что фотографию причисляют к определенному виду искусства, мало кто задумывается.
See more

Фотография и Искусство – у многих обывателей это сравнение вызывает легкое недоумение. А почему фотография это искусство, могут спросить они. Фотографию делает фотоаппарат, а фотограф только нажимает на кнопку спуска. Отчасти с ними не согласиться трудно. Да, многие фотографы просто нажимают на спусковую кнопку и получается просто фото на память. И только некоторые фотографы, прежде чем нажать на спуск в фотоаппарате, и глядя в видоискатель, могут подумать: «А что из того, что я вижу, может получиться?»

Возьмем, к примеру, двух фотографов с двумя одинаковыми фотоаппаратами. И тот и другой снимают природу. Но у одного получается хороший снимок, а у другого ничего не получается, кроме фото на память. В чем здесь дело, может, существует некий секрет съемки. Второй фотограф с головой уходит в Интернет и там пытается найти рецепт секрета, как сделать фотошедевр. Советов много, но они не приводят к удачи. Возможно совсем случайно этому фотографу попадается на глаза фраза: «Умение видеть в обычном необычные вещи» и есть тот рецепт, который он ищет. Он готов ухватиться за этот спасательный круг, но вдруг понимает, что он тоже как и все мы смотрит на мир своими глазами и этот мир ему нравится, а фотографии все равно не получаются.

И вот зададим себе вопрос: собственно, а что такое умение видеть? Одни люди могут сказать, что умение видеть — это правильно находить пропорции по горизонтали и вертикали. Да, этому можно научиться. Вот применять во время съемки — куда сложнее, чем это, кажется на первый взгляд. Другие могут сказать, что умение видеть — это овладеть чувством планов, научиться видеть и передавать объем пространства на фотографии, и вот тогда Вы имеете шанс стать хорошим фотографом.

Хороший фотограф где-то в подсознании всегда чувствует глубину пространства и поэтому у него фотографии получаются не копией окружающего мира, а он строит свою форму передачи этого мира для зрителя.

Беда многих фотографов заключается в том, что во время съемки они, отдаваясь своему чувству, перестают контролировать себя. С одной стороны чувство это хорошо, а с другой оно может быть ошибочным, поскольку может подменять такое понятие, как творческое видение предмета съемки. Как бы мы не хотели, но во время съемки не надо забывать, что кроме чувств еще существуют определенные законы композиции, пренебрегать которыми во многих случаях не стоит. Но с другой стороны ничего хорошего не получиться если фотограф не вкладывает в свою работу определенные чувства, т.е. свое личное отношение к увиденному. Фотография может получиться внешне красивой, но зритель будут проходить мимо, поскольку все вроде сделано с точки зрения композиции и правильно, но нет жизни, нет любви, все мертво и скучно. Фотография не радует глаз и не трогает сердце зрителя.

Вот и встает вопрос, как научиться смотреть и видеть. Посмотреть на мир и вдруг увидеть то, что просто не замечают другие. Но увидеть — это еще полдела, надо уметь передать увиденное так, что бы это было интересно смотреть. Есть много фотографий, и особенно из военной тематики, на которые страшно смотреть, поскольку там горе, насилие, смерть.

Но хороший фотограф снимает все это и показывает нам не для того, что бы мы посмотрели, а для того, что бы мы запомнили, что вот так делать и жить нельзя. Это его отношение к миру, его протест против насилия.

В любом случае увидеть и снять — этого мало для хорошего снимка. Надо своим умением видеть подтолкнуть или подсказать зрителю (как это делают художники) куда смотреть и тем самым, мы даем возможность зрителю, самому постараться увидеть то, что хотел сказать фотограф своим снимком. Глядя на фотографию, зритель должен почувствовать то, что чувствовал фотограф во время съемки.

Самым простым и одновременно сложным способом научиться видеть глазами художника, для фотографа является построение натюрморта. При построении любой композиции натюрморта, как никогда проявляется способность фотографа видеть в обычных вещах необычное и показать это зрителю. Что может быть проще, чем снять натюрморт, считают многие фотографы и снимают так, что трудно разобрать, что это такое. Любой фотограф должен прекрасно понимать, что предметы, просто лежащие или стоящие на плоскости натюрмортом не являются. Натюрморт надо составлять так, что бы он был интересен и представлял собой нечто цельное.

В процессе съемки фотограф всегда снимает много кадров (особенно в век цифровой техники) и только может быть один или несколько (что бывает крайне редко) из всего могут казаться тем, что нужно фотографу. Только в этих кадрах фотограф может увидеть то, что хотел и видел во время съемки. Но мы все-таки говорим о том, что может ли фотограф видеть глазами художника. Думаю, что умение видеть, как видят этот мир художники, для многих фотографов дело абсолютно безнадежное.

Умению видеть современные фотографы еще могут каким-то образом обучиться. Но для того, что бы действительно этому научиться надо еще Знать и Уметь, что большинство фотографов как бы игнорируют. Зачем что-то знать, если я уже умею снимать. Но умение снимать не означает, что ты умеешь правильно видеть. Любой художник знает, что вначале обучения очень полезно рисовать одним цветом. Таким образом, вырабатывается навык видеть мир несколько по-иному и учиться передавать цветной мир используя только одну краску. На Востоке есть великие мастера этого дела. У фотографа тоже есть такая возможность, снимая на черно-белую фотопленку или изначально в черно-белом режиме. Но именно снимать в черно-белом, а не переводить из цвета в черно-белый вариант. Это не одно и тоже. Черно-белая пленка или режим заставляют смотреть и мыслить во время съемки несколько по иному. У Вас в руках всего два цвета – черное и белое и вот Вам надо показать цветной мир в этих цветах так, что бы зритель увидел в Вашей фотографии все то многообразие красок, которое видели Вы во время съемки. И как только научитесь смотреть на мир глазами черно-белого фотографа, научитесь снимать по настоящему.

В идеальном варианте фотограф должен не только уметь видеть, не только знать основы композиции снимка, но и чувствовать закономерности композиции во время съемки. В реальности фотограф в большинстве случаев руководствуется вкусом и не всегда своим. Надо почаще оглядываться вокруг себя. Глядя на окружающий мир фотограф должен сразу найти объект для съемки. Но найти объект это совсем не означает, что надо сразу хвататься за фотоаппарат.

Надо постараться делать так, как это делают художники. Походите вокруг объекта съемки (если это возможно), возможно Вы вдруг увидите то, что сразу и не заметили. Вот с этого момента Вы начинаете видеть мир с собственной точки зрения. Но здесь кроется один маленький парадокс, то, что видим мы и видит художник иногда не совпадает.

Настоящий фотограф никогда не будет снимать то, что его не волнует. Зритель, подходя к фотографии и глядя на нее не должен, замечать рамку, а сразу должен окунуться в ту атмосферу, которая изображена на снимке. Если это удалось сделать фотографу, то это и есть художественное виденье. Наша жизнь устроена таким образом, что нам приходиться постоянно развивать какие-то наши способности. Иногда мы это делаем осознанно, а иногда нет. Фотография как раз и относится к такому виду деятельности человека, где способности развиваются подсознательно. Человеку, занимающемуся фотографией, иногда приходится прикладывать к этому делу и сознательные усилия — проходить обучение, развивать мышление и т.д.

Фотографы любят повторять одну фразу, что Смотреть и Видеть – это не одно и то же. А вот объяснить в чем разница, думаю, способен не каждый. Целый день наши глаза открыты и мы, пока они открыты, смотрим ими. Но, как это не покажется странным, не все время видим. Смотреть — это привычное пассивное состояние для наших глаз. Видеть – это совсем иное состояние для наших глаз, активное и познавательное. Для того, что бы Видеть мы должны не только смотреть, но при этом еще и думать. Многие фотографы снимают обыденные вещи и показывают нам их красоту и новую выразительность. Вот эта способность и называется Виденьем, и дана она не всем.

В заключении, хочу обратить внимание еще на одну проблему, существующую в фотографии. Фотограф выбрал снимок из многочисленных вариантов и представляет его на обозрение. Он увидал в нем что-то такое, что порой трудно и самому объяснить, в чем дело. И начинают об этой фотографии говорить, но говорят по всей видимости для слепых людей. Слепой не видит изображение, он воспринимает только слова и названия изображенных предметов. И по этим словам судит об изображении. Но мы-то не слепые. Но почему тогда просто смотрим, ничего не видя в этой фотоработе и тоже молчим. Искусство фотографа и состоит в том, что бы своей работой сказать ровно столько сколько необходимо для нашего восприятия и ничего более.

Фотография, сделанная стандартным объективом со случайной точки – это случайный взгляд на мир. Хороший фотограф, как и художник, на фотобумаге должен создавать свое пространство.

Фото — Антанас Суткус

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *